А был ли Байсонгур на Гунибе? В Дагестане ответили Рамзану Кадырову о роли Имама Шамиля
7Дагестанский историк Зураб Гаджиев сделал детальный разбор видео-трансляций Рамзана Кадырова, в которых Глава Чечни озвучивал вопросы по личности и роли Имама Шамиля.
Сегодня, 21 августа, на Youtube-канале “Дагестанское историко-географическое общество” был выложен 30-минутный ролик, на котором Гаджиев ответил на семь вопросов, которые неоднократно озвучивались Рамзаном Кадыровым в интервью ИА “Чечня сегодня”, в личных онлайн-трансляциях и в интервью журналисту OnKavkaz Руслану Курбанову. В конце ролика Гаджиев сделал заявление.
Отвечая на первый вопрос Кадырова о причинах отъезда имама Шамиля в Калугу, Гаджиев пояснил, что имам Шамиль пребывал в Калуге “не по собственному удовольствию”, а был доставлен под конвоем (как военнопленный), как в место пребывания – до тех пор, пока имаму с семьёй не разрешат уехать в хадж.
Гаджиев отметил, что Калуга в разное время была местом ссылки и для последних правителей Крымского ханства и Младшего жуза (союза – РИА «Дербент») Казахского ханства.
“Точно так же, как из Грузии были вывезены все члены царского рода Багратиони, чингизиды были вывезены из Казани, Астрахани и других завоёванных государств. Такова была государственная традиция Российской державы, дабы избежать восстаний сторонников прежних династий. Они становились аманатами гарантировавшими лояльность местных элит.
И то, что Шамиль со всей семьёй был вывезен из Дагестана говорит лишь о том, что созданное им государство получило международное признание, игнорировать которое российский император уже не мог”, – отметил Гаджиев.
Отвечая на реплику Кадырова, что после заключения мира на Гунибе и пленения Шамиля из Гуниба 500 мюридов во главе с Байсонгуром Беноевским с боем прорвали три кольца окружения горы Гуниб для отступления в Чечню, Гаджиев пояснил, что эта история недостоверна.
“Эти сведения из песен 15-20-летней давности безнадёжно устарели. С тех пор, про последние дни и часы Шамиля на Гунибе вышло немало статей и работ, в частности, работа Патимат Тахнаевой. Более того, на сайте Чеченской Академии Наук вышла реакция [академии], в которой также признаётся, что документов подтверждающих факт нахождения Байсонгура на Гунибе до сих пор не обнаружено…
А если вы не были на Гунибе, то мы вас приглашаем и вы сможете убедиться, что эту гору невозможно окружить в три кольца, да и незачем, у неё всего два-три места с которых можно спуститься”, – разъяснил Гаджиев.
Отвечая на вопрос и сетование Кадырова о том, что Шамиль заключил мир с Россией только спустя 20 лет войны после поражения в Ахульго, Гаджиев напомнил, что Имам Шамиль пытался договориться о мире накануне и во время осады царскими войсками крепости Ахульго, ради чего был отдан в аманаты старший сын имама Шамиля Джамалутдин.
Но имам Шамиль всё же добился перемирия, заявил Гаджиев. По словам историка, между Имаматом Шамиля и Российской империей Николая Первого, в разгар Крымской войны, в 1855 году было заключено Хасавюртовское соглашение о перемирии, а не просто обмен пленными, как принято трактовать. Но перемирие было нарушено после смерти Николая Первого новым российским императором Александром Вторым в 1857 году.
“Кто знает, если бы имперские власти не нарушили в 1857 году мир, не возобновили бы войну на уничтожение горцев, Шамиля мог бы сменить его достойный сын Джамалудин (с 1839 года по 1855 Джамалудин с 10 лет рос в Петербурге как “аманат” несостоявшегося заключения мира) получивший блестящее европейское и военное образование и лояльно относившийся к русской культуре. Быть может, сближение горцев и России могло бы произойти эволюционно, а не революционно и насильственно.
И, возможно, мы бы смогли избежать множество последующих трагедий нашей общей истории: многочисленных восстаний и войн. И быть может, стали бы вовсе не нужны повторные Хасавюртовские соглашения 1996 года”, – отметил Гаджиев.
После ответов на вопросы Гаджиев обратился к Рамзану Кадырову с призывом начать научно-общественный диалог между тремя республиками: Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном. Историк предложил провести новую общероссийскую конференцию об истории Кавказской войны в честь 160-летия окончания войны на Восточном Кавказе. Для организационной и финансовой части такого мероприятия Гаджиев обратился с призывом к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации РФ от Дагестана.
“Я обращаюсь также и к вам, Рамзан Ахматович, а также к новому главе Ингушетии Калиматову Махмуду Али“, – отметил Гаджиев в своём обращении.
В разговоре с РИА “Дербент” по поводу научной конференции Гаджиев отметил, что такое мероприятие снова назрело.
“В советские годы, в 1959 году, когда прошла всесоюзная конференция на эту тему, в организации этого мероприятия участвовал и мой дед Владилен Гаджиев. Научное сообщество историков Советского союза жило одним миром, сам подход к трактовке истории был единым. В 90-е годы, когда с истории Кавказской войны была снята идеологическая цензура государства, об имаме Шамиле книг было написано видимо-невидимо, апогеем этого стало в 1997 году празднование 200-летия рождения имама Шамиля. Можно даже сказать, что в то время тема Шамиля из-за этого успела даже поднадоесть.
Теперь же за прошедшие 23 года выросло новое поколение, когда молодёжь мало что знает об Имаме Шамиле, а научное сообщество, не хочу говорить “маргинализировалось”, но оно расщепилось. И теперь научные круги, допустим, Москвы и республик Северного Кавказа живут параллельными мирами и развивают историческую науку по этой теме независимо друг от друга. В такой ситуации научный диалог на сегодня назрел.
О том, что нужен диалог между нашими регионами я слышу давно от разных людей разного статуса. Кто-то говорит о научном диалоге, кто-то имеет в виду общественно-политическую обстановку. Я, как историк, готов продолжить дело своего деда по историческому наследию нашего края.
Реакция на нашу инициативу уже есть, и пока она исключительно положительная. Установлен контакт и с рядом лиц и организаций, упомянутых в обращении. Но пока идет формирование инициативной группы и еще рано загадывать какие-то места или даты”, – прокомментировал Гаджиев.
Малик Бутаев
АВТОР
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Несколько годков назад высказал мысль об божественном предназначения некоторых событий на примере предков современных турков. На западе при определенных социальноэкономических и политических условиях формировались зачатки ставшие позже крестоносцами которые пошли на защиту и спасение христианство , с далёкого востока всевышний посылает им навстречу " турков" которые спасли Ислам. Вершиной этого противостояния стал личность Салахудин .мусульманин курд по происхождения лезги н по воспитанию. В основе всей философии которого лежал любовь и гуманизм ……. Аллах милостив . Подобное произошло и войне СССР и Германии. Философия Ярагъского о любви и свободе изначально лежало в основе движения имамов ,а эти ценности являются не переходящие . И давайте перестанем чернит прах истинных ,достойных сыновей .
Иногда удивляюсь детским сказкам типа.. Одноглазый. Однорукий и одноногий Байсонгур которого привязывали на коня, а он блестя своим одним глазом нападал на русских. те в страхе разбегались.
Так же легко он прорвал тройное кольцо русских, на Гунибской горе и ушел в Чечню. Но затем его споймали и повесили на месте сегодняшнего хасавюртовского базара за речкой.
За месяц что только не прочёл про имама . Убийца детей ,друзей агент турков …….. Последние годы этим именем кто только не нажрался .а потом его забывали . На счёт ,Рамзана думаю у него не мало инфо от первоисточников . .если хот один человек принял ислам значит он прям имам когда долго смотрят на молоко ,там следы крови видать . Меня интересует .что изменилось сегодня в жизни дагестанцев ,какова отношения турков к нам .России . Ирана . Великобритании . Ведь предательство норма поведения наших руководителей
У нас нет ни какой политики .национальной .экономической ….кроме воровского .продать все что плохо лежит да семинар нужен что бы понять место этого исторического этап а в формировании нового человека .и влияние на самосознания современного мусульманина да просто человека . И дать оценку пиаршикам которые спекулирует его именем.
Магомеда Ярагский был ведущим ученым того времени на Кавказе и вдобавок настоящим мужчиной горцем. Его идеи были близки и разделяли те, с кем он и связал свою жизнь. Он не мутил, он учил как надо жить мусульманам. ИншаАллагь, он найдет свою НАГРАДУ.
Чушь написал Деревня. Поел, видимо, не доваренной фасоли и пердит перед нами. Магомед Ярагский был великим мусульманским ученым и признанным организатором науки. Такие люди не " мутят воду", а поднимают фундаментальные вопросы и предлагают ответы на них
— Магомед из Ярага замутил воду в Юждаге, откуда земляки его выгнали. Изгнанный из родных мест он нашел благополучную почву в горах своим фантастическим идеям и пристанище у горцев в лице трех своих учеников – имамов Чечни и Аварии.
Чечни и Аварии, но не Дагестана!
А ты представляешь всю остальную часть Дагестана, кроме Аварии? За себя говори, легче будет отвечать.