В Дагестане подписали госконтракт по правилам использования водных ресурсов Самура

0

Водозаборный узел на реке Самур

В Дагестане проведен тендер на разработку проекта «Самурского водохозяйственного комплекса» (ПИВР) со стоимостью контракта в 6 млн рублей. Его заказчиком выступило Западно-Каспийское бассейновое водное управление (ЗКБВУ) в составе федерального агентства водных ресурсов РФ.

Конкурс не состоялся, но госконтракт подписан

Тендер проводился в соответствии с приказом Федерального агентства водных ресурсов № 32 от 19 февраля 2018 г. «Об утверждении перечня научно-исследовательских работ в области водных ресурсов и мероприятий по разработке правил использования водохранилищ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Однако по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе от ООО «Севкавгидропроект» (город Пятигорск, Ставропольский край), предложившего 5 млн 995 тысяч за исполнение контракта. В итоге конкурс был признан несостоявшимся.

Тем не менее, данная заявка была признана соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, и федеральным законам. И в соответствии с ними 19 ноября 2018 года был заключен государственный контракт ЗКБВУ с ООО «Севкавгидропроект» как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Информация об этом была размещена на сайте госзакупок 28 ноября.

Водопользователей посчитают, правила водоотведения разработают

Реализация проекта позволит на основе детального анализа и моделирования разработать регламентацию деятельности (систему ограничений) Самурского водохозяйственного комплекса.

Основная задача проекта (согласно техническому заданию) – создание компьютерной имитационной водобалансовой модели, позволяющей оценить обеспеченность удовлетворения всех требований, отслеживать дефициты в многолетнем разрезе, строить водохозяйственные балансы запланированной структуры по многолетнему ряду и для характерной водности.

Бассейны основных рек Дагестана

Проект будет осуществляться в три этапа. Первый этап – сбор исходных данных по основным водопотребителям и современном состоянии в бассейне реки Самур.

На втором этапе будут анализироваться собранные материалы. Исполнитель проекта должен будет произвести анализ чувствительности компонентов природного комплекса дельты Самура на величину и режим природоохранных попусков в дельту Самура, разработать рекомендации по объему и режиму природоохранного попуска в дельту р. Самур, а также собрать сходные данные по всем водопользователям в бассейне р. Самур, составить анализ, уточнение и составление правил территориального вододеления и водоотведения в трансграничных створах на всем протяжении реки Самур.

Особенности водохранилища Шурдере обязательно учтут

Учитывая тот факт, что Самур является трансграничной рекой, согласно проекту на втором этапе работ заложены: анализ предыдущих проработок и оценка принципов вододеления, выработка критериев вододеления для современных условий и перспективы с учетом развития водопользования в бассейне р. Самур, формирование правил вододеления с учетом сложившихся геополитических условий и роста водопотребления. Отдельными пунктами выделены составление режима работы Самур-Дербентского канала (СДК) (орошение, водоснабжение) в современных условиях и на перспективу до 2025 г., в том числе в условиях ввода в действие водохранилища Шурдере и ряд других работ.

На третьем этапе должна быть разработана имитационная (компьютерная) модель, охватывающая водохозяйственную систему Самура (верхнее течение, каналы СДК и Объединенный канал, природный комплекс дельты) и комплекс водопользователей объединенного водозабора и водохранилища Шурдере, а также основные положения правил управления данной водохозяйственной системой. В итоге разработанный проект должен пройти процедуру согласования в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти РД.

Река Самур

Основным содержанием ПИВР, согласно требованиям техзадания проекта, является система ограничений на водопользование, увязанная, с ресурсными возможностями Самурского водохозяйственного комплекса. Еще одним требованием является обязательное обеспечение учета особенностей водохранилища Шурдере и водохозяйственных систем Самурского водохозяйственного комплекса.

Подробности в письме

Редакция РИА «Дербент» еще до подведения итогов конкурса на разработку проекта ПИВР отправила письмо в ЗКБВУ с просьбой ответить на несколько актуальных вопросов, раскрыв значение проекта и его особенности. Несмотря на то, что ответ был составлен быстро, он стал доступен РИА «Дербент» почти полтора месяца спустя – 29 ноября. К сожалению, письмо было оформлено заместителем руководителя ЗКБВУ Яковом Бабижаевым в цельном виде без разбивки на вопросы, составленные редакцией. Поэтому редакция осуществила разбивку самостоятельно. Это было непросто, так как ответы не совсем соответствовали вопросам.

– Какой эффект ожидается от реализации ПИВР?

– Основная задача разработки проекта ПИВР – создание водобалансовой модели, позволяющей оценить обеспеченность удовлетворения всех требований, отслеживать дефициты в многолетнем разрезе, строить водохозяйственные балансы запланированной структуры как по многолетнему ряду, так и для характерной водности, a также разработка основных положений правил управления Самурским  водохозяйственным комплексом.

Проект ПИВР разрабатывается строго в соответствии с методическими указаниями по разработке, утвержденными приказом Минприроды России № 17 от 26.01.2011 г.

Согласно методическим указаниям по разработке в ПИВР регламентируется режим работы гидроузлов водохранилищ и водохозяйственных систем в условиях нормальной эксплуатации, a также учитывается комплексное использование водных ресурсов, обеспечение безопасного функционирования основных гидротехнических сооружений водохозяйственной системы.

Основным содержанием ПИВР является система ограничений на водопользование, увязанная c ресурсными возможностями водного объекта в различных гидрологических и водохозяйственных условиях, и учитывающая необходимость поддержания надежного и безопасного функционирования гидротехнических сооружений на водном объекте.

– В дельте реки Самур создается национальный парк “Самурский”. Реализация ПИВР учитывает данные обстоятельства? Поможет ли реализация ПИВР разрешить конфликтную ситуацию, сложившуюся из-за попыток построить водозаборные скважины у с. Самур, которые могут нанести серьезный вред, по мнению местных жителей и экологов?

– Учитывая основные положения Методических указаний по разработке правил использования водных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 26 января 2017 года № 17, вопросы создания национального парка «Самурский» проектом ПИВР не рассматриваются, a строительство водозаборных скважин y с. Самур выходят за рамки проекта ПИВР и в компетенцию Управления не входят.

– Позволит ли сбор данных о состоянии реки Самур и объемах водопотребления получить независимые данные о том, как реализуется межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур? 

– В настоящее время все вопросы на пограничном участке реки Самур регламентируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики o рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур от 3 сентября 2010 года.

Основными задачами Сторон по совместному управлению и эксплуатации Самурского гидроузла являются: соблюдение графиков объемов вододеления и экологического попуска, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности сооружений, входящих в состав Самурского гидроузла.

В целях совместной эксплуатации и контроля вододеления на Самурском гидроузле организовано круглосуточное совместное дежурство российских и азербайджанских представителей.

В соответствии c п.4 ст.8 Соглашения стороны обмениваются гидрологической, водохозяйственной и иной информацией, в том числе об объемах забора воды. Обмен информацией об объемах забора воды осуществляется в соответствии c Соглашением ежедекадно с суточной разбивкой.

Данные по забору воды и ее распределению c российской стороны круглосуточно контролируют дежурные на гидроузле. Дежурными назначены жители Магарамкентского района, заинтересованные в выполнении всех условий Соглашения и бесперебойном обеспечении водой населенных пунктов южного Дагестана.

– В России неоднократно заявляли о нарушении данного соглашения со стороны Азербайджанской Республики. В случае несоответствия новых данных о режиме эксплуатации реки Самур данным учета, предоставляемым Совместной Российско-Азербайджанской комиссией по распределению водных ресурсов трансграничной реки Самур, могут ли быть предприняты какие-то действия для охраны водных ресурсов и защиты интересов Российской Федерации? 

– Контроль за выполнением вододеления, в соответствии c Соглашением, осуществляет Совместная Российско-Азербайджанская комиссия по распределению водных ресурсов трансграничной реки Самур, в состав которой входят и представители Республики Дагестан, в т.ч. представители Магарамкентского района и Министерства природных ресурсов и экологии РД.

Мурад Селимов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *