Сергей Меликов своей активностью множит ожидания, удовлетворить которые система не готова
2Врио главы Дагестана Сергей Меликов в субботу, 14 ноября, посетил 2 стадиона и 2 спортивных центра, после чего в Минспорте РД на встрече с активом обсудил проблемы развития спорта. А в воскресенье, 15 ноября, не смотря на ненастную погоду, он в сопровождении большого числа чиновников осмотрел в разных районах Махачкалы строящиеся детский садик, Дом танца «Лезгинка», а также комплекс из мечети им. Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и других социальных объектов Духовного цента им. Пророка Исы (мир ему), аллею героев-медиков, республиканский газетно-журнальный комплекс, озеро «Ак-гель», прошёл по ул. Коркмасова и, как сообщила пресс-служба АГП РД, «проинспектировал состояние исторического здания Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, которое из-за аварийного состояния закрыто с 2003 года». Всего — 7 мест.
И на каждом объекте проходили, по сути говоря, мини-совещания с чиновниками и давались поручения, что в общем-то хорошо, поскольку, согласно пословице, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Услышать, как правило, на разного рода заседаниях неточную информацию.
Однако такая активность Меликова имеет и обратную сторону, хорошо знакомую по наблюдениям за деятельностью бывших руководителей республики.
Правила или правонарушения
Во-первых, дело в том, что каждый визит врио главы РД в город, район, село на какой-либо проблемный или строящийся объект предполагает не праздное любопытство и не обязательно рекламу властей, а контролирующие и корректирующие функции для нижестоящих чиновников и подрядчиков. При этом многие недостатки и вопросы, выявляемые на месте, требуют для решения финансовых, материальных и трудовых затрат, что вызывает необходимость распоряжений начальства по выделению средств из республиканского и муниципального бюджетов, а также дополнительных организационных усилий.
Но руководители органов государственной и муниципальной властей, а также соответствующих учреждений весьма ограничены в распоряжении финансовыми средствами, поскольку их бюджеты расписаны по статьям расходов, утверждённых законами и решениями собраниями депутатов. И произвольное перекидывание и расходование бюджетных денег в любой момент может обернуться административными и уголовными делами.
В тоже время требование вышестоящего начальства в короткий срок решить проблему негласно подразумевает коррупционные доходы руководителей, из которых он должен под угрозой увольнения или проверок выделить часть на устранение «косяков» на объекте, находящимся в зоне его ответственности. Это негласное правило выглядит справедливым и действует во многих государствах и российские регионы — не исключение.
Но, по наблюдениям за некоторыми подобными историями глав Дагестана видно, что руководящие чиновники перекладывают дополнительные траты на предпринимателей, которые находятся от них в зависимости, с обещаниями каких-нибудь льгот и преференций в будущем. Что также является дополнительной коррупционной нагрузкой на предпринимателей.
Например, недавно, после приезда высокого начальства в одно проблемное село, неожиданно нашлись меценаты, которые взяли на себя расходы по завершению в короткий срок строительства школьного спортзала. Понятно же, что сработал административный ресурс. Но более всего злоупотреблял этим методом экс-глава РД Рамазан Абдулатипов, который не стеснялся рекламировать себя и одновременно оказывать давление на нижестоящих начальников в личных интересах.
Если это небольшие расходы, то такой подход в какой-то степени выглядит безобидным и даже толчком к проявлению местной элитой социальной ответственности. Но если ставятся задачи сложные и затратные, то это становится полем для конфликтов начальства и нервотрёпки для подчинённых чиновников, что не будет способствовать эффективной работе.
По одёжке протягивать ножки
Во-вторых, количество поручений так или иначе требует роста расходов. Рамазан Абдулатипов в начале своего правления, также совершая поездки и прогулки, надавал столько поручений, что на их выполнение нужно было два-три республиканских бюджета. Читая сообщения пресс-службы Администрации Главы и Правительства РД с упоминанием о поручениях Сергея Меликова в ходе визитов и заседаний, подозреваю, что республиканские министерства и ведомства уже почувствовали нарастание количества поручений по подготовке предложений и проектов решений по ним.
Тогда как республиканский бюджет — ограниченный и дефицитный, а кроме того необходимо дополнительно выделять средства то на борьбу с коронавирусом и отравлениями, то на ликвидацию последствий аварий и природных стихий, то на кричащие проблемы ЖКХ. Поэтому похвальное желание Меликова быстрее получить конкретные результаты должно соизмеряться с возможностями скудных республиканского и муниципальных бюджетов.
Чиновники тоже люди
В-третьих, нужно учитывать состояние среднего и нижнего слоя чиновничества. Во времена руководства республикой Муху Алиевым повышение нагрузки на них сопровождалось попыткой почистить состав государственных и муниципальных служащих, в котором набралось много трудоустроенных по блату и за взятки. Его требования к качеству служебных документов и улучшению результатов побудили многих руководителей привлечь в ряды чиновников квалифицированные кадры.
Во времена правления Рамазана Абдулатипова возросший поток поручений лёг на плечи прослойки квалифицированных трудяг, которым пришлось работать по 12-14 часов, тогда как количество трудоустроенных по блату выросло. Это привело к уходу и вытеснению многих квалифицированных специалистов и ухудшению качества работы аппаратов на всех уровнях власти.
Антикоррупционная кампания во время правления Владимира Васильева и желание укрепить кадры несколько улучшило ситуацию, но «планов громадьё» привело к тому, что власти не смогли два года и при проблемах на третий, освоить полностью выделенные из федерального бюджета средства на реализацию национальных проектов и государственных программ. Частично это обусловлено тем, что усиление административного давления привело к передислокации ряда строительных компаний из Дагестана в другие регионы. Но во многом стало следствием перегрузки на прослойку чиновников-работяг, которые физически не успевали готовить документы в соответствии с многочисленными бюрократическими требованиями. Что хорошо видно из материалов проверок регионального управления казначейства и Счётной палаты РД.
В эти дни в федеральных СМИ обсуждаются планы Председателя Правительства России Михаила Мишустина по административной реформе федеральных органов власти, которые многими экспертами расцениваются как популизм, сводящийся к сокращению числа чиновников, не думая о возрастании функций государства и росте нагрузки на государственных служащих. Хотя в планах есть много рационального, что можно использовать и при совершенствовании структуры органов власти Дагестана.
Вот приедет барин
В-четвёртых, личное участие руководителя республики в каждой проблемной истории порождает ещё больше надежд на то, «вот приедет барин, барин нас рассудит». По каждому «чиху» народ будет требовать непременно встречи с Меликовым, а в случае отказа или неудачи во всём его же обвинять. И рост ожиданий потом заканчивается массовым разочарованием.
Оптимальным же считается управление, при котором работают институты, то есть установленные правила жизнедеятельности в виде законов и других нормативно-правовых документов. И задача руководства — добиваться этого от чиновников, а не тонуть в ручном управлении.
Итого
Таким образом похвальная активность Сергея Меликова должна соизмеряться с рядом факторов и обстоятельств, чтобы не наступать на грабли из ошибок его предшественников.
Автор: Эдуард Уразаев, политический обозреватель
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Что за детский сад? Не важно кто глава Республики, деньги поступили в бюджет республики, он должен отвечать за каждый рубль. А раз деньги ушли не по назначению, он должен сесть в тюрьму с полной конфискацией имущества.
С. Меликов очень хотел знать, чья счась собственность, это здание Газетно Журналного Комплекса, если перевели его в частную собственность и сколько и кому бюджет оплачивает за аренду этого здания. также неплохо было бы знать финансирование, издании на национальных языках республики и куда эти финансы уходят, так ка реально там творится не ладное, никто эти издания не видит, а деньги осваиваются аккуратно последние 20-30 лет безотказно , неужели не интересно на, что именно. Знаю что вы не специалист экономики и финансов. желая вам успехов, посоветовал бы, прежде чем идти на объекты готовит небольшую справку, на последние 6 лет что выделено данной организации и куда они освоены, и реальную картину освоения вы увидите собственными глазами, а это дало бы хороший толчок, по борьбе с коррупцией и развитию Дагестана.