Сабантуй национальной политики Дагестана
6В многонациональной республике будет отмечаться Первый Южный Сабантуй. Событие, конечно, замечательное. Оно было запланировано еще год назад – летом 2017 года, но в свете происходящего усиления взаимодействия и сотрудничества между Дагестаном и Татарстаном, праздник получается знаковым.
Безусловно, празднование Сабантуя разнообразит жизнь дагестанцев и добавит в нее новых ярких красок. Заодно позволит получше узнать татар, которых в республике аж целых 3734 человека. Правда, в списке народов они занимают 19-е место, но это не важно.
Важно другое, соответствующее распоряжение 19 апреля подписал председатель правительства Дагестана Артем Здунов. То есть праздничные мероприятия пройдут при господдержке, будет сформирован оргкомитет, а органам местной власти рекомендовано принять участие в подготовке и проведении Сабантуя.
Можно не сомневаться, что Сабантуй не пройдет незаметно в нашей республике. В этом отношении стоит отдать должное властям Татарстана и многочисленным татарским общинам. Им удалось татарский (или татаро-башкирский) национальный праздник превратить в полномасштабное культурное событие, наполненное красочными представлениями и народными гуляниями, объединяющее представителей самых разных народов. Сабантуй проводится во многих субъектах России, а теперь еще и в Дагестане.
Тут уже стоит сказать, что ногайцы тоже отмечают Сабантуй (они его называют Сабантой). А они, кстати, в отличие от татар не мигранты в Дагестане, а компактно проживают на севере республики, являясь одним из ее 14-ти «титульных» народов, да и по численности они превышают татар в 11 раз. Но это все лирика, а тут важна политика! Нам же нужно представить Дагестан открытой республикой и заодно, чего уж там, укрепить дагестано-татарстанские связи.
Вообще, конечно, можно даже более основательно подойти к празднованию Сабантуя. Уверен, что Дагестан только выиграет от этого. Да и не стоит ограничиваться только им. Почему бы не создать все условия для других этнокультурных сообществ, это же все красиво, познавательно и полезно. Да и сами дагестанцы без господдержки проводят индейские праздники.
Однако, наверное, стоит помнить, что эти замечательные праздники есть кому и где проводить, да еще на совсем другом уровне. Нам же, развивая данное направление, тоже стоило бы в первую очередь сосредоточиться на своем культурном наследии. Кому могут быть интересны лезгинские Яран Сувар и Шарвили, лакский Интнил хьхьу, табасаранский Эбелцан, рутульский Эр, аварский «Оц бай», ногайский Сабантой, дидойский Игби и другие праздники, если их судьбой не озабочены в высоких кабинетах Махачкалы, и они не упоминаются в правительственных распоряжениях?
Что ж, пока такие приоритеты в Дагестане. Властям важнее Сабантуй и Навруз, чем собственно дагестанские праздники…
Мурад Селимов
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Кантчкул,на моём языке,дословно означает – "кривой раб".Кул- это означает- раб,на всех тюркских языках.Либо у вас такое прозвище или весьма вероятно ваше рабское происхождение и далеко не лучшее воспитание,скорее всего с вашим купленным дипломом,хамское поведение подтверждают мои догадки.Спасибо,что посоветовали мне до 50-лет преподавать,уверяю,легче зулусов обучить,чем упрямых как Вы ,обучать ваших соплеменников с высоких гор Тляраты.Если,Вы,намерены полемизировать на научном уровне,то я всегда готов и с радостью вам отвечу,но если же вы пытаетесь на моем фоне париться и всячески оскорблять меня,то Вы,узнаете меня в гневе и ярости,каким человеком опасным я могу быть.Свои дешёвые подколки приберегите для своего окружения и не пытайтесь подшучивать над человеком,чей социальный статус и положение в обществе намного выше и уровень знаний тоже.Честь имею!
Мой ник никаким образом не связан с тюркским языком. Прежде чем делать далеко идущие неверные выводы следовало поинтересоваться: кантI+чкIул. Где я вас оскорблял. Я написал, что вы не разбираетесь в праздниках и это не оскорбление. А вот вы дошли до явного хамства. Не зная человека уже о его происхождении написали, да еще с умным видом продолжаете говорить о научным подходе. Поэтому я уже со всем основанием вам отвечу – хамло это вы сам, некультурное и необразованное.
Кантчкул,как я понял вы,видимо любитель выпивать.Это ваше личное дело.Это во-первых,а во-вторых,более 25лет преподаю в школах,гимназиях,лицеях в том числе обучал славянских детей по всей Центральной России,в том числе и в г.Москве ,более 10 лет и никто,мне,не говорил,что я не разбираюсь.Более того преподавал историю Дагестана,культуру и традиции народов Дагестана и географию России и Дагестана.Уважаемый,я за приоритет и первоочередность,прежде всего в проведении наших дагестанских праздников.
Садурдин, у вас странная логика. Писать про спиртное, а потом давать диагнозы. Вы можете хоть 50 лет преподавать, хоть славянам, хоть зулусам. Назвать новодел Цамаури грузинским языческим праздником может только большой ыксперт. На сайте писали и давали оценку этому Цамаури, поищите найдете. Кстати, что это за приставка "языческий", это такое осуждение? Типа не надо нам этого, оно нехорошее?
Во-первых,автор не совсем верно понимает,что тюркское слово- Сабан-Плуг,а Той-у ногайцев,кумыков,туй- у татар,дословно- свадьба,пир,праздник.Сабантуй- это Праздник первой борозды,который имеется у всех народов Дагестана,а приводимые автором языческие праздники,празднования Нового Года,Навруз и встреча весны- Эбельцен у табасаранский,Интнил Хьхуь,лезгинском – Яран Сувар из другой оперы.Почему-то автор не возмущался,когда потратив огромные бюджетные деньги,прежний Глава РД у себя на родине,в Тлярате,сделав общедагестанским,отмечал грузинский языческий праздник – Цмаури,с выпивкой вина,что в корне не соответствует нашей дагестанской исламской морали.Двойные стандарты во все времена были в Дагестане.Пусть проводят праздник Сабантуй,весёлый,задорный с играми,но без спиртных напитков,праздник единения всех народов населяющих нашу многонациональную,многоконфессиональную и такую дружную и неповторимую,я бы добавил,уникальную республику,где в мире и согласии живут сотни разных народов.
Садурдин, по-моему вы вообще ни в чем не разбираетесь, перемешав все праздники в одну кучу и добавив тут какие-то свои религиозные представления. Не путайте ничего и не указывайте людям как им праздники проводить, и со спиртным или без. В статье я ничего об этом не нашел. Главная идея как я понял – это приоритет в проведении в Дагестане национальных праздников дагестанских народов под традиционными дагестанскими названиями.