К празднованию покорения Чечни и Дагестана: торжество России в музее Махачкалы
10В прошедшую среду, 11 сентября, в Музее истории города Махачкалы (МИМ) прошла презентация каталога выставки фотографий празднования 50-летия покорения Восточного Кавказа.
Прошло 160 лет с окончания войны России на Кавказе и 110 лет с юбилейного празднования окончания войны, но тема по-прежнему остаётся неоднозначной, спорной и волнующей современное поколение дагестанцев, отметили присутствовавшие на презентации.
«Это всё про сегодня»
Директор МИМ Зарема Дадаева несколько лет назад нашла в госархиве Грузии в Тбилиси фотоальбом русского офицера по случаю празднования в 1909 году покорения Восточного Кавказа. В 1909-м году император Николай II издал указ отметить празднованием юбилейную дату 50-летия покорения Восточного Кавказа. Окончание войны на Восточном Кавказе отметили тогда в Гунибе.
Сама выставка фотографий была открыта ещё летом, теперь же для тех, кому интересна эта тема, появилась возможность заполучить каталог фотографий с предисловием Дадаевой.
Как отметила РИА «Дербент» Зарема Дадаева, об этом праздновании историкам было известно, сохранились документы того времени. Но то, что сохранился фотоальбом того празднования – стало открытием. Позднее стало известно, что есть ещё один подобный альбом, он хранится в Ставрополе, там ещё больше снимков, чем в фотоальбоме из Тбилиси и нем указаны три автора снимков. Однако в архиве Ставрополя пока что не дают разрешения на публикацию снимков.
По словам Дадаевой, царская власть придала большое значение дате 50-летия окончания войны. На празднование покорения Дагестана и Чечни в нашу республику приехал наместник Кавказа граф Воронцов-Дашков. Его путь пролегал через столицу Дагестанской области Темир-хан-Шуру, где военных встретили торжественным парадом, к приезду наместника был украшен и сам город.
«Тема взаимоотношений Дагестана и царской России и вообще Кавказская война – это болезненная тема, она всегда будет такой для народов Дагестана, потому что.. слишком сильный рубец, такой, который не заживает. Я очень много получала личных сообщений, в ряде сообщений слышала, что вот «Дадаева показывает торжества, как русские офицеры и солдаты празднуют победу над Дагестаном». Это наша история. […]
Здесь просто представлены документы, анализ делаем уже мы сами у себя в голове. Прятаться от того, что происходило – неправильно и нельзя», – отметила Дадаева на презентации.
Как отметила одна из выступающих на презентации, этот каталог – «ответ на многие наши баталии, которые ведутся по поводу Кавказской войны».
После окончания презентации мы поговорили с Дадаевой. Говорить исключительно о самой выставке и фотоальбоме было сложно, темы, не прямо затрагивающие выставку, звучали и на презентации.
Отвечая на вопрос о масштабности праздника 110-летней давности, Дадаева отметила, что праздник получил государственное значение, на мероприятие был выделен оркестр, вина разных сортов, скатерти, украшения, столовые приборы, обслуживающий персонал… В праздновании участвовали и несколько полков, они были задействованы в реконструкции штурма Гуниба 1859 года. На мероприятии также присутствовали наибы всей Дагестанской области, представители знатных дагестанских родов, потомки наибов имама Шамиля, а также участники Кавказской войны.
Пейзажи гор и улицы сёл на фотографиях узнаваемы и сегодня, зато лица запечатлённых на фотографиях ещё придётся установить, лишь малая часть из них узнаваемы военными историками и специалистами по Дагестану. К примеру, на коллективном фото горской депутации и царских офицеров узнаётся Нажмудин Гоцинский – имам Северокавказского Эмирата в период Гражданской войны. Его выступление, как потомка наиба имама Шамиля на этом мероприятии также было отмечено журналистами того времени. Напоминанием о тех торжествах, по замечанию Дадаевой, являются земляные столы на Царской поляне возле села Гуниб.
Но особенно значимым из фотоальбома, по мнению Дадаевой, является фотография царских офицеров на фоне развалин старого Гуниба, жителям которого запретили восстанавливать село после войны, а сами гунибцы были расселены в другие сёла Дагестана. Это возможно единственная дореволюционная фотография старого Гуниба.
Но тема Кавказской войны жива и сегодня, «люди рушили памятники апшеронцам, Ермолову, но это тоже история, об этом нужно говорить. Мне говорили «зачем ты вообще это показываешь, надо было это спрятать, забыть, уничтожить», но я всегда чётко понимаю, что.. я всегда за объективность», – пояснила Дадаева.
«Каждый спортсмен – искусствовед»
В разговоре с Дадаевой мы поделились своими впечатлениями, что в то время как историки и музейщики пытаются донести до населения факты из истории в ответ на запрос, нынешняя национальная и образовательная политика предпочитает замалчивать «ненужные» страницы истории. В тоже время, за последние годы было много информационных поводов относительно событий 200-летней давности, но ньюсмейкерами на эту тему становились в основном не люди науки. Эта проблема нашей собеседнице тоже близка.
«Обязательно нужно знать предмет обсуждений. […] Нужно знать, читать, изучать, и не просто художественные произведения, слушать бардов. Мы знаем, что у нас некоторые могут написать целые диссертации на основании картин современных художников и песен.
Обязательно обращение к историческому документу, умение с ним работать, без интерпретаций, […] никаких вольных трактований таких важных сложных событий. Потому что у нас сейчас каждый, вы меня извините, спортсмен – искусствовед и каждый обыватель – историк последней инстанции. Каждый должен с большой серьёзностью заниматься своим делом», – прокомментировала собеседник.
Тема Кавказской войны и интерпретации истории затрагивают ещё одну тему в Дагестане – тему идентичности. В то время как в образовательной программе Дагестана решили убрать предметы «История Дагестана» и «Культура и традиции народов Дагестана», в республике поднимается вопрос об угрозе забвения родных языков новым поколением дагестанцев и утери национальной идентичности.
Полную версию интервью с Заремой Дадаевой можно посмотреть на YouTube-канале РИА «Дербент».
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
"К примеру, на коллективном фото горской депутации и царских офицеров узнаётся Нажмудин Гоцинский – имам Северокавказского Эмирата в период Гражданской войны"-Я прошу пардону,что это за Северо-Кавказский эмират,где якобы имамом был этот Нажмутдин Гоцинский-который по образному выражению выдающегося революционера Саида Ибрагимовича Габиева:"был самозванцем этот ищак из Гоцо"?
О каком покорении идёт речь? Республика Дагестан состоит из трёх географических регионов: Прикаспийской низменности, Самурстана и Дагестана. Дагестан занимает около трети территории РД. Конкретно: что покорили? Когда разбираются и ознакомлены с историческими событиями, то знают, что т.н. Дагестан (горные территории РД) на основании просьб со стороны их правителей вошли в состав РИ к 1810 г. По сути, события с Шамилем – это была гражданская война. Шамиль уничтожал не согласных с ним исламских деятелей, сжигал аулы и т.д. Ни одно государство, в т.ч. и РИ не могли позволить существование у своих границ племен, основной формой существования которых были набеги, грабежи, работорговля и пр. т.п.
"Дагестан (горные территории РД) на основании просьб со стороны их правителей вошли в состав РИ к 1810 г. "
А 16-й век не хотите?
Дату завоевания Дагестана определили сами завоеватели – 1859г., которую 110 лет отпраздновали в честь 50-летия и ни о какой гражданской войне внутри России речи не шло. А то что вы рассказываете – это называется "кручу верчу понравиться Москве хочу".
Зареме дадаевой никто про гордость не рассказывал? Следующая экспозиция – голова Хаджи- Мурата? Однако умная особа возглавляет музей! Вот что такое манкурт!
У дагестанских чиновников, и депутатов влюбленных в свои кресла, не осталось ни чести ни достоинства. Вышвырнуть всех вон из кабинетов через окно. Унизительное название и это не при царском режиме. Какой беспримерный затяжной подвиг совершали наши предки, по выносливости, на пределе и выще человеческих возможностей в суровых условиях гор, особенно зимой, ради свободы от Царизма и от навязывания чуждых моралей и правил жизни.
Чем больше задумываешься над названием этого праздника, тем больше убеждаешься в бестолковости и тупости дагестанских чиновников всех уровней. Неужели не нашелся хоть один, который сказал, что эту дату следует переиначить как дату окончания кавказской войны, трагедии для народов Кавказа да и России? Администрация Главы и Правительства, Министерства Культуры, Министерства делам национальностей, да и первые руководители, хотя бы директор этого музея,ни один не подумал о том, что такой термин политически неграмотен и вреден, еще более вреден сам юбилей под таким лозунгом..Большинство народов России вошли в ее состав примерно таким же образом, но ни в одном из этих краев до таких празднований не додумались, старались придать ему формулировку "вхождения в состав России". Теперь уже открытым текстом! Начнем праздновать, когда Ермак Урал перешел, когда брали Астрахань и Казань, когда завоевали Среднюю Азию…Мало ли можно найти событий. А потом будем говорить, какие все не благодарные. А как вести детей на экскурсию в музей, праздновать такую знаменательную дату? Как организовать поездку на Ахульго, чтобы увидеть портреты императоров и генералов,которые пролили кровь не только противников, но и стариков, женщин, детей, сжигали и разрушали аулы, выжигали посевы, в конце концов для отчета на получение денег отрубали и предоставляли отрезанные головы?
Было бы гораздо приличней, если бы это событие назвали "160 летием окончания Кавказской войны", или "160 летием окончания войны на Восточном Кавказе", или "160 летием окончательного присоединения Дагестана и Чечни к России". Это все-таки не победа над фашистской Германией, а частью сегодняшнего собственного народа.
У французов было такое изречение, что "Бурбоны ничего не забыли и ничего не поняли". России давно пора понять, что братство между народами достигается уважительным отношением, а не хвастовством одержанных побед. Тем более , победа то досталась слишком дорогой ценой и самой продолжительной в ее истории войной (примерно 60 лет) и не с самыми многочисленными народами, где соотношение населения примерно 100 к 1 (сто к одному) в лучшем случае. Да и методы ведения войны были не самые гуманные.
Нам пора осознать необходимость сплачивания народов России, а не его разделения по всевозможным признакам.
Недавно в Татарстане предложили праздновать дату окончания Монголо-Татарского Игр на Руси,на что жители Татарстана отказались и напомнили,что в 1480году было стояние на реке Угре и до 1700года Русь платила дань крымским ханам из династии Гереев.Как можно праздновать и делать выставки о геноциде и покорении своего края,когда великие сыны Кавказа Шейх Мансур,Ташав-Хаджи и Имам Шамиль воевали за свободу и независимость нашей родины от царского произвола и сосланные на Кавказ декабристы восхищались мудростью,смелостью,гостеприимством и мужеством наших народов.Таких как Зарема Дадаева надо выгнать за пределы Кавказа,чтобы там подобного рода деятели устраивали унижающие достоинство и честь кавказских народов разного рода сборища,но не на нашем Кавказе.
Аллах, воистину Он – Знающий, Мудрый, Справедливый, в Коране говорит:
Если бы Аллах не удерживал одни народы другими, то на земле открылись бы бесчинства.
Дай нам или чеченам или татарам и пр. править в большинстве….
Интересно, нам по этому поводу тоже радоваться?