Исповедимые пути отходов

0

Правительство Дагестана наметило пути решения проблем в сфере обращения ТКО. В основе – строительство мусоросортировочных станций и полигонов для захоронения не утилизируемых отходов. То есть, через сортировку создать рынок вторичного сырья и обеспечить его переработку здесь же, в Дагестане, а оставшийся мусор захоранивать на новых полигонах. Раздельный сбор отходов с глубокой переработкой для получения вторичного сырья – это правильный подход, но Европа, с её сформированным гражданским обществом, высоким уровнем экологической культуры, шла к этому 30 лет. Это очень долгий и кропотливый процесс, связанный с изменением сознания людей. Другая ментальность, культура, мышление и выстраивание приоритетов. Попытка сделать это рывком ни к чему хорошему не приведёт, а закончится, скорее всего, мусорным коллапсом 2.

Но, есть и другой подход, который на переходный период может обеспечить гораздо больший эффект, менее затратный, делающий систему управления отходами производства и потребления правильной, логичной, прозрачной, а самое главное, решающей проблему обеспечения экологической безопасности республики в этой сфере на десятилетия вперёд.

Предложения, изложенные в данной статье, основываются на действующем законодательстве, экономической выгоде, практичности и пользе для экологии Дагестана, а стало быть, и для всего населения нашего региона.

Принципиальная разница в подходах заключается в том, что в предложенном в этой статье варианте в Дагестане, практически не нужны будут полигоны. В этой схеме, по большому счёту, нечего захоранивать. Мы получаем высвобождение более 500 га земли, а если учесть и все стихийные свалки, то гораздо больше, которые необходимо будет в первоочередном порядке рекультивировать и вернуть к жизни. А весь не утилизируемый мусор сжигают на мусоросжигательном комплексе (МСК), получая при этом тепловую и электрическую энергию. Причем, сортировка мусора и его переработка производится на этом же комплексе.

На подобных комплексах утилизируют, отправляя на переработку как вторичное сырьё порядка 40% отходов от общего объема мусора. Это технология тем и хороша для переходного периода, что позволяет принимать несортированные отходы и обеспечивать их достаточно глубокую переработку непосредственно в рамках единого комплекса. Оставшийся объём сжигают, получая при этом, как было уже сказано, тепло и электроэнергию.

Если власти намерены сделать упор на развитие в Дагестане туритско-рекреационного комплекса, а также на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, то это одна из главных задач, которую необходимо решить в ближайшее время.

Вопрос, а как это сделать? Ну, во-первых, надо составить ГРАМОТНОЕ техническое задание, в котором чётко изложить на основе правильных расчётов, какое количество мусора образуется в республике, на какое количество тепловой и электрической энергии, вырабатываемой МСК, регион рассчитывает, а главное способен приобретать и оплачивать. На какую ценовую политику по этим ресурсам мы ориентируемся. Техзадание – это весьма важный документ для серьёзного инвестора, способного вложить собственные средства в проект. Поэтому к его подготовке надо отнестись со всей ответственностью. Во-вторых, необходимо найти инвестора. Республика не потянет такой проект. А где его искать? У нас в стране вряд ли найдутся ответственные компании, которые в оговоренные сроки, в строгом соответствии с наилучшими существующими технологиями смогут построить и запустить в эксплуатацию такой объект. Шведские, серьёзные компании с Британских островов (привет санкционной Европе), являющиеся по существу родоначальниками применения метода извлечения прибыли из мусора, могли бы, но вряд ли согласятся на серьёзные инвестиции  на Северном Кавказе. Но вот предприимчивых и рисковых инвесторов, представляющих бурно прогрессирующую и перегретую китайскую экономику, которые быстро перенимают передовой опыт, можно смело привлечь к этому проекту. Кстати, китайцы самые вероятные кандидаты среди всех перечисленных, способные реализовать этот проект на условиях приемлемых для нас. Какие это условия? Они строят нам комплекс под ключ за счёт собственных инвестиций и эксплуатируют его определённый срок. Республика им платит за сжигаемый мусор. Кроме того, инвестор получает прибыль от реализации тепла и электроэнергии, а также от переработанного и полученного вторичного сырья. Сроки с объёмами возврата инвестиций и извлечением прибыли – это предмет серьёзных переговоров с множеством вариантов выбора. Только необходимо исключить «дагестанские нюансы». Срок строительства такого типа мусоросжигательного комплекса порядка 18-20 месяцев. Приблизительная стоимость МСК мощностью переработки 700-800 тыс. тонн мусора в год  10-18 млрд. рублей, в зависимости от параметров технического задания. Сколько лет необходимо будет инвесторам эксплуатировать свой комплекс, это предмет соглашения на основе экономических расчётов стоимости сжигания 1 тонны мусора, тарифов на вырабатываемые тепло и электроэнергию, а также стоимости получаемого вторичного сырья, о которых было сказано выше.

С правовой точки зрения, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) “Об отходах производства и потребления”, в статье 24.6, которого регламентирована деятельность региональных операторов, определяемая РЕГИОНАЛЬНЫМ законодательством, нет никаких преград для реализации обсуждаемого проекта. Так что, использовать такой вид аутсорсинга ничто не мешает.

У нас изначально сложился ошибочный подход к системе управления отходами производства и потребления. Зачем наступать всё время на грабли. Всё уже давно придумано и успешно работает десятилетия. Мусор со всей республики надо свозить в одно место и сжигать. У нас не сибирские просторы, поэтому на один мусоросжигательный комплекс мощностью 700-800 тысяч тонн в год вполне рентабельно доставлять отходы со всего региона. Геолокация объекта – выбор не большой: Кизилюрт, либо Каспийск. Причём, Каспийск выглядит предпочтительней. При этом сам мусоросжигательный завод должен быть построен в отдалении от жилых комплексов, с учётом розы ветров, но в границах города, а вот накопительный комплекс с переработкой необходимо расположить в отдалении с соблюдением всех установленных норм и правил.

Возможно не надо объяснять, почему завод по сжиганию мусора должен быть расположен в городских пределах, тем не менее, надо уточнить, что это связано с необходимостью подключения генерируемой теплоэнергии к сетям центрального теплоснабжения. Кроме того, соответствующим структурам исполнительной власти необходимо будет решить вопрос в установленном порядке о включении в оптовый рынок электромощностей вырабатываемую на МСК электроэнергию.

Муниципальным образованиям не надо будет выделять земельные участки (сейчас это камень преткновения) для создания зон временного хранения. Огороженной площадки 50х30 метров вполне достаточно для пункта перегрузки собранного мусора на транспортный мусоровоз. К примеру, в Кизилюртовском районе, в сутки образуется порядка 70 куб. м. отходов. Это один рейс транспортного мусоровоза на МСК! Простые расчёты количественных показателей образования отходов покажут какое количество транспортных мусоровозов увеличенной ёмкости необходимо будет приобрести Правительству РД для муниципальных образований республики, исключив Махачкалу, Каспийск и Карабудахкентский район. Приобретённую технику потом целесообразно передать в лизинг МО. Почувствуйте разницу: гонять все мусоровозы в Кизляр или Избербаш на так называемые полигоны, или одним рейсом, на примере Кизилюртовского района, вывезти весь мусор с подведомственной территории. Что дешевле и выгоднее? В перспективе это потенциальная возможность снижения тарифов для населения.

При этом созданную в настоящее время (как временную) группу региональных операторов можно сохранить. Со временем они покажут уровень и эффективность (не эффективность) своей работы. В случае неспособности какого-либо из операторов выполнять надлежащим образом свои функции властям можно своевременно и безболезненно среагировать. Сбор и вывоз мусора на МСК – это не такая сложная задача, чтобы не найти желающих заменить нерадивых исполнителей. Можно даже заранее создать перспективный резерв из желающих и располагающих определёнными возможностями субъектов хозяйственной деятельности. Разумеется, с соблюдением всех норм законодательства и лицензирования. Главное чётко мониторить процесс и своевременно принимать необходимые решения.

Период безопасного функционирования мусоросжигательных комплексов с высокой степенью экологической защиты 40-45 лет. Это время надо посвятить формированию у населения новых навыков в области охраны окружающей среды, гражданской ответственности, понимания общей ответственности за экологическую ситуацию в родном регионе. За этот период  необходимо помочь населению пройти эволюцию сознания от его сегодняшнего состояния: «мусор не моя проблема – моё дело выбросить его в контейнер», до глубокого осознания и погружения в понимания рециклинга, как главного механизма эколого-экономической стабильности развития Дагестана, переход к его устойчивым формам.

Предложенная в статье концепция, это путь, в конце которого совершенно иная экологическая ситуация в республике. И его надо пройти, если мы видим какие-либо перспективы развития Дагестана, декларируемые руководством.


Автор: Арслан Дыдымов


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *