«Геополитический ребенок» претендует на Дербент
0Что-то просто неадекватное сообщают на ведущих информационных ресурсах Азербайджана. Вот обширная цитата из статьи Азер Абдул-Али оглы Гасанли с пафосным названием: «Да, Дербент был, есть и всегда будет землей Азербайджана!»:
Послание от инопланетян шизофренику
«Пусть каждый уяснит себе, что 90-миллионный азерский этнос уже подымается с колен и больше никому не позволит воровать у нас земли и разделять на части наш народ. В ближайшие десятилетия мир узнает истинное величие нашего этноса, который создаст в 30-ых годах новую супердержаву Азеристан в составе Азербайджана, Турции и Ирана. Эта информация о нашем великом будущем есть и в пророчествах Мишеля Нострадамуса, и в новом ценнейшем футурологическом источнике, в качестве которого выступает картина Сальвадора Дали «Геополитический ребенок, наблюдающий за рождением нового человека», написанная им в 1943 году. Мой анализ показывает, что эти два источника являются закодированными посланиями нам со стороны инопланетян, которые и запланировали все основные процессы развития в мире в 21-м веке. Наш азерский народ ждет великое будущее, мы вернем все земли, которые у нас украли».
Как вы думаете, с чего вдруг автор решился на такой сомнительный вывод. Все, на самом деле очень просто. Ему не понравилась, как он пишет «статья-донос «Дербент – азербайджанская земля, которую у нас захватили»: тайные подробности съезда в Москве». В роли доносчика выступает корреспондент EADaily некто Муса Ибрагимбеков».
В данном случае нам интересно не столько содержание этой статьи, сколько выводы Азер Абдул-Али оглы Гасанли, приведенные в цитате выше. Неужели можно всерьез анализировать статьи других авторов, если «аналитик» из Баку столь неадекватен в своем «анализе» пророчеств Мишеля Нострадамуса и картины Сальвадора Дали? Чем руководствовалось издание minval.az, когда размещало такие рассуждения на своем сайте?! Ведь такая, с позволения сказать, статья, говорит о таком же абсурде в отношении Нострадамуса и Дали, как и о маниловщине автора опуса о принадлежности Дербента «земле Азербайджана».
А между тем…
Учитывая, что теме исторической принадлежности Дербента было опубликовано много статей, не будем вдаваться вновь и вновь в этот дискурс. Тем более с людьми, которые не прислушиваются к аргументам: им бесполезно что-то объяснять. Приведем лишь выдержки из статьи «Азербайджан претендует на российский город Дербент», опубликованную несколько лет назад.
«Сегодня (речь идет о 2014 годе – автор) в Азербайджане начали появляться новые статьи, ставящие вопрос: «Чей город Дербент?». Регулярно в Азербайджане на азербайджанском языке рассказывается о «Великом Азербайджане», который тянется от пригородов Тегерана до южных окраин Тбилиси и от Еревана до Дербента включительно. Власти Баку предъявляют территориальные претензии всем соседям Азербайджана. Армении, к примеру, вообще не оказалось места, Грузии предъявлен счёт на 8,7 тысяч кв. км., Ирану – на 250 тысяч кв. км., России – «всего лишь» на 7 тысяч кв. км Южного Дагестана.
Тем временем, со стороны официальной Москвы наблюдается гробовое молчание.
Дербент – российский город, которому насчитывается более пяти тысяч лет. В истории он известен как «Албанские ворота». Так он указан и на карте Птолемея. Расположен Дербент на перекрестке между Севером и Югом, из Европы в Азию, на Шелковом пути, чем и привлекал внимание завоевателей всех мастей.
Дербент постоянно подвергался нашествиям иноземных захватчиков и с Юга, и Севера, переходил из рук в руки завоевателей, получал разные названия, выражающие особенность рельефа: Узкие ворота, Железные ворота и др. Каждый эмир Дербента, он же ставленник новых завоевателей, чтобы укрепить свое положение, из города и близлежащих селений насильственно выселял местных жителей и их жилища заселял жителями своей национальности: персами, арабами, тюрками и др. Строили храмы своей религии: синагоги, церкви и мечети.
Таким образом, менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. По свидетельству арабского географа, «лакзанским языком» владел также и дарбандский амир». Следовательно, большинство населения Дербента в XII веке говорило на лезгинском языке, лезгином был эмир города. В Дербенте вместе с захватчиками менялись национальный состав, вероисповедание и официальный язык, но язык местного населения – лакзов-лезгин – оставался языком семьи, быта и межплеменного общения.
Лезгины в Дербенте как местное население занимались бахчеводством, виноградарством, рыболовством, строительством, торговлей и т.д. Из их среды в средние века вышли и ученые, из которых сложились целые династии.
Впервые тюрки в Лезгистане появились в XVII веке, когда Шах-Аббас заселил в городе Дербент отдельные тюркские племена. Если посмотреть на карту Гербера 1728 г. на ней нет даже слова «Азербайджан», а Дербент указан как территория Лезгистана.
Карта Гербера, 1728 г.
В 1918 году делегация созданного турецким экспедиционным корпусом государства Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) предъявила на Версальской конференции свою карту, на которой часть Дагестана – южнее современного Избербаша – была указана в составе АДР. С советизацией АДР и образованием АзССР амбиции бакинской элиты не улетучились. Даже азербайджанские историки пишут, что первый секретарь АзССР в 1938-53 годах Мирджафар Багиров считал районы Южного Дагестана своими «историческими землями» и прилагал немалые усилия к их «возвращению».
Впрочем, в 1934 г. в Москве из печати вышла солидная книга «Дагестанская антология», составленная Э. Капиевым. На титульном листе указаны народности республики, фольклор которых вошел в данный сборник: «Аварцы, даргинцы, кумыки, лаки, лезгины, тюрки, таты, ногайцы». Азербайджанцев среди них не указано» (указаны «тюрки» – автор).
Али Дагви
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: