Форум согласия или несогласия?

5

Энрик Муслимов на празднике “Шарвили”

В Дагестане в конце июня пройдут два важных мероприятия: праздник лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» и межрегиональный форум «Мухаммад-Эфенди Ярагский – великое достояние народа». Казалось бы, новости хорошие. Но вот незадача, оба события пройдут в один и тот же день – 29 июня. Первое – в Ахтынском районе, второе – в Магарамкентском.

Может быть случайность? Но ровно год назад эти два мероприятия совпали. Причем и в этом и в прошлом году вначале об этом заявили устроители праздника «Шарвили», а затем уже было объявлено о проведении форума, посвященного Магомеду Ярагскому.

Кстати, дата празднования «Шарвили» давно определена оргкомитетом – это последняя суббота июня. Ее, правда, переносили несколько лет назад из-за мусульманского поста в месяц Рамадан.

Кто-то в Магарамкентском районе, не очень умно, а, на самом деле, специально создает скандальную ситуацию, вынуждая людей выбирать между двумя мероприятиями.

Но зачем? Разве Эпос «Шарвили» не является памятником нематериального наследия лезгинского народа и достоянием Дагестана в целом, которое символизирует героическую борьбу местного населения с ордами завоевателей, дошедшую до нас сквозь века и тысячелетия? Для чего образу «Шарвили» искусственно противопоставлять фигуру Магомеда Ярагского – духовного вождя дагестанского освободительного движения, учениками которого являлись имамы Дагестана Гази-Магомед и Шамиль?

Официальная делегация устроителей и почетных гостей праздника “Шарвили” в 2016 году

В этом году проводится юбилейный – двадцатый по счету праздник «Шарвили». Данное событие давно стало важным культурным событием Южного Дагестана (на улицах майдана в этот день традиционно представлены майданы районов Юждага), которому почему-то никак не придадут статус республиканского празднества. Съезжаются гости не только со всего Дагестана, но и других регионов России, из Азербайджана и других стран.

С другой стороны, форум, посвященный наследию Магомеда Ярагского, особо почитаемого во всей республике, тоже весьма актуальное мероприятие, получающее все большую популярность, особенно в религиозной среде. Инициатором мероприятие выступила администрация Магарамкентского района.

Но зачем администрацию выставлять в невыгодном свете? В прошлом году многие люди высказали свое крайнее неудовольствие наложением двух мероприятий. И уже в соцсетях нарастает негативная реакция по поводу очередного «совпадения».

Еще более неприятно выглядит то, что в этот скандал вовлекается дагестанский муфтият, который не мог не видеть прошлогоднего конфуза, но почему-то не стал возражать против его повторения.

Разве непонятно, что искусственно создается конфликтная ситуация, из-за которой сужается масштаб обоих мероприятий, ведь большинство людей с удовольствием приняло участие в обеих акциях?

Однако главным организатором предстоящего форума выступило Министерство по нацполитике и делам религий Дагестана. Ладно, муфтият, но почему в Миннаце не озаботились вопросом разведения обоих мероприятий на разные даты? Разве не в этом ведомстве составляются календари праздничных событий? А нынешний руководитель ведомства Энрик Муслимов прекрасно знает  Юждаг, не говоря о том, что он работал полпредом Главы РД в ЮТО, врио Главы Дербента и сам участвовал в празднике «Шарвили».

Организаторы форума, посвященного Магомеду Ярагскому, в 2018 году

В свете происходящего есть еще один контекст: светскому нерелигиозному «Шарвили» целенаправленно противопоставляют религиозный форум. И на фоне этого антагонизма радикальные религиозные активисты призывают покончить с «язычеством», как с чем-то нежелательным и даже недопустимым с их точки зрения, каковым представляется им эпос «Шарвили». И в этом противостоянии дагестанские власти не то чтобы устраняются, а даже оказываются в него вовлечены, по сути, поддержав одну из сторон.

То есть вместо того, чтобы развивать культурное разнообразие республики и снижать конфликтный потенциал имеющихся и возникающих на ровном месте противоречий, власти, наоборот, своими действиями создают почву для обид и недовольства у разных групп населения.


АВТОР
Амиль Саркаров


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Легбар:

    Пора пересмотреть некоторые особенности (ис-е) грамматики лезги йазыка .это в особенности касается правила правописания буквы "я"

    Т.е. нужно я-йа  и у у вас получится йар -йарк. Сравнить йар и йир преобретает смысль. Есть грамматика лезги ч1алан  ,но не усларовская, может быть кому то интересно тема. В любом случае это безобразие вголовах наших это насчёт поаздников

  2. Кантчкул:

    Рамазан снова распространяет свои бредни. Ему наверно сотни раз напоминали, что лезгины делятся на три этнографические группы: ахтынские или самурские, кюринские и кубинские лезгины. Кюринцами, куралинцами является лишь часть лезгин. Соседние народы называли лезгин ахти-куралал и т.п., а не просто куралал, по имени двух ближайших обществ, кубинские лезгины находились от них далеко. Табасаранцы называют лезгин не"яккрурар", а "ярккурар". Только это название связано не с кюринцами (да и куда вы денете первую часть слова?), так как агулы называют лезгин ярка шуй, рутульцы – йиргар и видно, что это они восходят к одному корню. Это древнее название сохранила самая северная часть лезгин – яркинцы. Правда они не граничат рутульцами. Может быть первоначально это было не йиргар, а гаргар (й перешло в г). Лакз по всем письменным источникам историками локализуется на территории проживания лезгин, а также агулов и рутульцев. Название лезгины было общее для них. Одновременно с Лакзом существовал и Гумик, населенный лакцами, которые никакого отношения к Лакзу не имели. Утверждать обратное – это специально распространять псевдонаучные бредни, которые к теме статьи к тому же не имеют никакого отношения, там другая мысль совсем.  

    • Рамазан Салманов:

      Я бы попросил вас не применять безапелляционно термин "бредни",не обманываться самому и не обманывать окружающих, вводя в заблуждение людей хорошо изучивших активированную проблему.Согласно Российской имперской переписи 1897 года по Елизаветпольской губернии(север совр.Азербайджана) и прилегающей к ней территории(реальной переписи,а не той в википедии-куда постоянно вносятся вправки кем не попадя)народ который мы сегодня называем "лезгины"-обозначены как "кюринцы"(восточные горцы),которые составляли там 0,58% населения.Где и как,возникает вопрос,откуда возник термин "лезг(ин)"и что сие обозначает?Тут нам на помощь приходит мастодонт языкознания-академик Марр Николай Яковлевич-который в своих трудах по языкам Кавказа утверждал,что ранее термин "лезг(ин)"-который образован в результате метатезы( в лингвистике-непроизвольное искажение звуков или букв)от Лак(Леки)-персидское-"Лакзы"-русское "Лакцы"-этноним с древнейших времен закрепившегося за дагестанскими Лакцами-не был названием какого-то народа,а имел свойства русского прозвища относящегося ко всем народам страны Гор-который мы сегодня зовем Дагестаном.А мастодонт дагестанской историографии д.и.н. Расул Магомедович Магомедов(даргинец)-в указанной связи писал,что название "лезг(ин)"-которое не было самоназванием одного народа ранее,закрепилось за кюринцами-как не имеющими своего этнического названия доселе, лишь в 20 веке.И тут видать не совсем закрепилось,потому как,арестованный как враг народа,партийный руководитель ДАССР-гражданин Эфендиев(Самурский)Нажмудин Панахович-даже в 1937 году-с упорством достойного применения в более благовидных делах,на всех допросах твердил,что он "кюринец" и в собственноручно написанной автобиографии в графе национальность указывал:"кюринец".А ведь грамотный мужик был,не пастух(чабан) какой-то там,который мог путать "нонче" на "дыш",но при всем при этом твердил,что он "кюринец" и даже не заикался о том,что он возможно "лезгин". Теперь об интересующем вас царстве "Лакз".Нет ни одного документа несущего в себе артефактную,этно-лингвистическую и историко-географическую доказательную базу,указывающую на имеющее значение кюринцев в этом царстве,кроме как возможного их прибывания в этом царстве в качестве подданных. А вот, что в означенной связи говорит историческая наука,в частности грузинская летопись:"Картлис цховреба"(Житие Грузин)-издательство и перевод на русский"Мирани"-Тбилиси -1948 год,под общей редакцией академика Чикобава Арнольда Степановича(сразу оговорюсь издание академическим сообществом СССР признано достоверным и рекомендованным к изучению научным сообществом страны),дословно:"Захватив Дарбандский проход(заметьте проход-дыру,а не город-курсив мой)монголы предприняли ряд экспедиций в глубь горных ущелий.Одна из них началась осенью 1239 года.По перевальной дороге ведущей к верховьям реки "Хъун нех"(с лакского языка-большая река )известной в русской литературе как Гази-Кумухское койсу(все примечания от академика Чикобавы А.С.)монголы вторглись в царство лакцев "Лакз"и в апреле 1240 года,сломив сопротивление лакцев захватили это царство".Другой источник:Гумилев Лев Николаевич:"Древняя Русь и Великая Степь",дословно:"Талантливый и жестокий арабский полководец Мерван в 736 году(это первая половина 8 века-курсив мой),покорил горный крепости на Кавказе и захватил царство лакцев "Лакз" и перенес войну в Хазарию-которых разгромив одним наскоком,погнал их к берегам Волги".Я полагаю достаточным,мой формат доказательной базы,тому кто есть кто, на этой бренной земле.А "РИА Дербент"-выражаю свою благодарность,за то, что не придаются избыточным чувствам солидарности с соплеменниками и дают возможность,здесь и сейчас, высказаться и лакцам тоже!

  3. Хаджи:

    Обращаюсь к министру по национальной политике РД и Главе Магарамкентского района. Понятно, что есть силы и внутри республики, и за её пределами, которые всячески, любыми путями, препятствуют осуществлению на должном уровне исторических мероприятий лезгинского народа: то Дербенту пытаются принизить возраст городу аж на 5 тыс. лет, где более 7 тыс. лет бок о бок жили и продолжают жить близкородственные дагестаноязычные народы: лекзы или лакзаны (современные лезгины), таваспары (современные табасаранцы), кайтаги (современные даргинцы/кайтагцы), гумики (современные лакцы), а с 6 века н.э. в Дербент были переселены из Персии персоязычные народы, с 8 века н.э. – в Дербент были переселены 24 тыс. арабоязычных народов из Сирии, Иордании и др. стран, и, наконец, с 16 века н.э. из северного Ирана и Турции в Дербент были переселены тюркоязычные народы. Теперь "Шарвили" (исторический эпос лезгинского народа) раздражает определённых неадекватных сил, прямо покоя не дает это мероприятие им. Также всем понятно, что Мухаммад Ярагский – великое достояние не только лезгинского народа, но и всего Кавказа и не только Кавказа, но можно же хотя бы на один день раньше или позже провести и этот не менее великий праздник? Зачем противопоставлять два великих праздника? Чтобы принизить уровень и того и другого праздника? Подумайте и примите правильное решение.

    • Рамазан Салманов:

      Призыв призывом который во многом поддерживаю,а возражения есть,как то странно Хаджи,Лак-на персидском-лакзы,на русском лакцы-называет гумиками-по месту их проживания-Гази-Кумух(не путать с кумыками)-это все равно,что русских звали "московитами"-по месту проживания в Московии, а вот известный всем народам Дагестана-как кюринцы-на Лакском-"курал",на Аварском-"куралел",на Табасаранском-"яккрурар"-это те кто сегодня зовутся лезгинами-безапелляционно притягивает к мифическим-лекзы-лакзаны-причем не имея на то артефактной,этно-лингвистической и историко-географической доказательной базы.