Дагестан по-прежнему в ловушке бедности: кто виноват и что делать?

0

Республика Дагестан продолжительный период традиционно считается одним из бедных регионов Российской Федерации. Ситуацию осложнили постпандемийные отрицательные эффекты в сфере экономики, в частности, высокий уровень инфляции в 2020-2021 годы и снижение реальных доходов населения, а низкий уровень занятости (46,4%) и высокий уровень безработицы населения (15,7%), ограничивают доходы и платежеспособный спрос. Около 30% занятых получают заработную плату менее 15 тысяч рублей в месяц, а минимальную заработную плату – 26,8%. То есть, в «ловушке бедности», прежде всего, работающие граждане!

Бюджетная обеспеченность на душу населения и средняя заработная плата низкие – платежеспособный спрос населения для стимулирования внутреннего рынка ограничен. Республика Дагестан не имеет достаточных объемов основных активов и денежной массы для приемлемого объема инвестиций и расширения производства. Уровень развития сельскохозяйственного производства Республики Дагестан не адекватен сельскохозяйственному потенциалу территории, тем самым не обеспечивает основные продовольственные потребности населения региона, поставки на внешние рынки, создание современных производств. Низкий уровень промышленного производства (6-7% ВРП) не обеспечивает достаточную добавленную стоимость и накопление капитала, кроме того, заставляет завозить в регион большой объем сырья/продуктов/товаров стороннего производства.

Тем самым Республика Дагестан из года в год теряет деньги, дагестанское общество в целом становится беднее: на протяжении последних трех десятилетий по причине низкого уровня заработной платы и высоких цен на потребительские товары деформирована структура расходов населения и затруднено накопление. Как результат, республика три десятилетия находится в «ловушке бедности», в высокой зависимости от федеральных трансфертов и в «инвестиционной коме» (инвестиции равны накоплению). Снижение платежеспособности спроса влечет за собой снижение темпов роста экономики: в долгосрочном периоде именно темпы роста определяют развитие. Другие факторы торможения экономики Республики Дагестан: многоукладность экономики, низкий уровень инновационности и инвестиций, слабое развитие экспортоориентированных секторов, низкий уровень корпоративного управления.

В этих условиях от Правительства Республики Дагестан требуется нечто большее, чем текущие оперативные решения и ставка на бюджет. Для достижения перелома в ситуации и выхода на новый цикл развития требуется изменение парадигмы развития Республики Дагестан с учетом интересов всего общества и при активном участии населения, бизнеса, региональных и федеральных органов власти и управления. Широкомасштабная стратегия Республики Дагестан (на основе стратегий сравнительных преимуществ и усиления сильных сторон) предусматривает на начальном этапе активизацию немногих точек роста, обеспечивающих Дагестану «суперпозиции» на страновом уровне и на азиатском направлении. В первую очередь это аграрно-промышленный комплекс – с развитием гидромелиорации, созданием агропромышленных парков, с развитием органического сельского хозяйства; туристско-рекреационный комплекс – с развитием инфраструктуры региона, улучшением экологии, организацией 5 туристических кластеров; транспортно-логистический комплекс – с развитием опорных объектов транспортной отрасли, МТК «Север – Юг», логистики.

Попадет ли дагестанская бедность в столь масштабные ловушки и возможно ли преодолеть бедность в принципе? Задача поставлена президентом страны и ее надо выполнять.


Автор: Маир Пашаев, экономист, эксперт Общественной палаты


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *