Собор Парижской Богоматери. Поминальное
0Вчера звоню коллеге, договориться на сегодняшний день о встрече. В трубке какой-то не его голос. «Ты заболел?». В ответ глухое, убитое: «….Нет. Смотрю…». Потом, шепотом: «…Шпиль упал».
Зашла в комнату к дочери. Лежит в темноте, в руках мобильник. Светятся слезы: «Шпиль упал…». Закрывает лицо руками: «Я не успела…». (Париж — город ее мечты, зачитанные «Собор» Гюго и «Триумфальная арка» Ремарка).
«Значит, вот если бы ты успела за день до пожара, значит — ничего?». Пытаюсь вытащить ее из омута скорби: «Восстановят. Вот увидишь. Лучше прежнего!». Кажется, не получилось. (Сегодня скинула ей на вацап: «Президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал восстановить собор: «Мы знали, как построить этот собор 800 лет назад, мы улучшали его на протяжении веков. Мы отстроим его вместе, обратившись для этого к величайшим талантам Франции. Мы восстановим Нотр-Дам»).
В конце концов, если бы не Гюго со своим романом «Notre-Dame de Paris» (1831), неизвестно, что сейчас стояло бы на месте собора (его тогда хотели разобрать). И ежегодные 14 млн туристов, уверенна, шли не столько на поклонение к месту коронации Наполеона (1804), а с непоколебимым намерением паломников окунуться в Париж Гюго 16 века — где вокруг сплошные страшные Квазимоды, прекрасные Эсмеральды, капитаны Фебы, священники Клоды).
Согласна c каждым словом Elena Karaeva (живет во Франции), которая написала: «Я живу в деревне, и у меня тут небольшая церковь, 12-ый век, мэрия — в бывшем замке 14-го века находится. Булочная, в которой я покупаю хлеб и пирожные, работает с конца 18-го века. Старость и старина, и всё прочее, что охраняется гос-вом и на чье поддержание тратятся миллиарды евро налогов, для Франции норма. Не экзотика. А часть повседневности, лишенная сакральности…».
Собор, конечно, страшно жалко. Жалко и другое, что на наши уникальные памятники не нашлось своих Гюго.
И 14 миллионов — мимо.
Патимат Тахнаева, Facebook
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:








