Проект Стратегии-2035 и закон о Стратегии-2025 для Дагестана: “Было гладко на бумаге…”
5Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан опубликовало 5 апреля итоги второй экспертной сессии «Диагностика и определение ключевых проблем», прошедшей 21-22 марта 2019 года в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2035 года. Они представлены в виде перечня ключевых проблем в 8 отраслях и направлениях развития региона. Важность решения изложенных проблем очевидна, поскольку с большинством из них дагестанцы сталкиваются чуть не ежедневно.
Вместе с тем никто не отменял закон РД от 15 июля 2011 года “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2025 года”. В нем есть разделы, в которых изложены “характеристики ключевых внутренних и внешних возможностей и ограничений развития” региона. Перечисленные в документе факторы, ограничивающие развитие, по сути, означают основные проблемы, которые власти должны решать.
Между тем сравнение перечней проблем в обеих стратегиях по 2 направлениям развития показывает различие политико-правовых подходов разработчиков стратегий к пониманию и решению проблем Дагестана.
Человеческий капитал
По направлению “человеческий капитал” в проекте Стратегия-2035 перечислены, к примеру, следующие ключевые проблемы развития Дагестана.
1. Качество образования.
2. Доходы и рабочие места для населения. Проблема бедности. Вывод экономики из тени.
3. Доступность здравоохранения: транспортная, первичная медико-санитарная помощь,
эффективность расходования средств ТФОМС.
4. Учет демографического прогноза при планировании инфраструктуры.
5. Комплекс проблем развития среднего профессионального образования: материальная база, интеграция со школами и вузами, профориентация, качество образовательных программ, связь с отраслями экономики.
6. Внимание к людям с ограниченными возможностями.
7. Проблемы материнского и детского здоровья.
8. Кадры для человеческого капитала (отраслей социальной сферы).
9. Разнообразие развития спорта.
Трудно не согласиться с тем, что изложенные экспертами проблемы реальны и важны для дальнейшего развития республики. Более того, можно согласиться и с их ранжированием по степени значимости.
Однако в Стратегии-2025 по этому же направлению “человеческий капитал” проблемы изложены несколько по-другому. Перечислим их в утверждённом порядке. Сначала — внутренние факторы, ограничивающие развитие.
1(69). Дефицит и недостаточная квалификация управленческих кадров.
2(70). Низкий уровень культуры и технологий управления.
3(71). Недостаточный кадровый потенциал республики для решения амбициозных задач.
4(72). Низкая обеспеченность техническими специалистами среднего звена.
5(73). Дефицит дошкольных и специализированных образовательных учреждений.
6(74). Низкий средний уровень заработной платы, снижающий престиж большинства квалифицированных специальностей.
7(75). Межотраслевая дифференциация уровня заработной платы.
8(76). Отток сельского населения в города.
9(77). Отрицательное сальдо миграции с соседними регионами.
К ним добавлены следующие внешние ограничители развития.
1(19). Отток квалифицированных кадров.
2(20). Низкий уровень номинальной заработной платы по сравнению со средним по России и с регионами СКФО.
3(21). Отрицательное миграционное сальдо республики.
Из сравнения видно, что в проекте Стратегии-2035 формально изложен более широкий круг отраслей, относящихся к понятию “человеческий капитал”. В то же время проблемы изложены так, будто государство имеет достаточно ресурсов, которые должны быть направлены на перечисленные направления и сферы.
В Стратегии-2025, напротив, акцент сделан на проблемах качества управления и подготовки квалифицированных кадров. Это более прагматический подход, который увязан также с миграцией и движением кадров. Можно назвать это предпринимательским пониманием роли государства, в котором акценты сделаны на экономической эффективности управления, а также стимулировании специалистов и рабочей силы. Прагматичность подходов проявляется и в классификации ограничивающих факторов по разделам “рынок”, “административный капитал”, “реальный капитал”, “финансовый капитал”.
Индустриальное развитие
Ещё один блок ключевых проблем развития Дагестана в проекте Стратегии-2035 отражён в разделе “индустриальное развитие”. В нём выделены общие и региональные проблемы в следующем порядке.
Ключевые общие проблемы
1. Износ основных фондов.
2. Нехватка квалифицированных кадров.
3. Отсутствие портфеля заказов для большинства промышленных предприятий.
4. Низкий уровень развития малого и среднего бизнеса в отраслях промышленности.
Региональные проблемы
1. Отсутствие развитой кредитно-финансовой системы в регионе и доступа к кредитным ресурсам.
2. Низкая доля производства законченного промышленного продукта. Недостаточный уровень кооперации.
3. Институциональные барьеры.
4. Недостаточный уровень развития и использования инструмента ГЧП.
5. Отсутствие мощностей по хранению и переработке с/х продукции, неразвитость пищевой промышленности. Отсутствие логистических центров.
6. Не легализованная легкая промышленность.
7. Недостаточно развитые управленческие компетенции на предприятиях.Как видно в этот раздел попали проблемы квалифицированных кадров и качества управления, но изложены они в более мягкой форме, чем в разделе “человеческий капитал” Стратегии-2025. С этим перечнем проблем также трудно не согласиться. Особо не возразишь и по их иерархии по степени важности их решения, отражённой в нумерации.
В Стратегии-2025 проблемы развития Дагестана в сфере индустрии изложены в виде ограничивающих внутренних и внешних факторов, размещённых в разных разделах. Так, разделе “рынок” в п. 6 указано: “Неполная загрузка предприятий оборонно-промышленного комплекса республики”. А в п. 7 говорится: “Недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции”.
В разделе “реальный капитал” в п. 21 отмечена проблема “высокий уровень износа основных фондов и их неэффективное использование”, в п. 23 — “недостаточное количество инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок”, а в п. 24 — “отсутствие частных инвестиций в высокотехнологическое производство”.
Раздел “финансовый капитал” включает общие для экономики ограничивающие развитие факторы, но некоторые из них наиболее остро проецируются на проблемы индустриального развития. П. 41 сообщает, что в республике “недостаток собственных финансовых ресурсов”, п. 43 говорит, что в Дагестане “недостаточная развитость привлечения инвестиций”, п. 44 — что в регионе наблюдается “отсутствие правовой защиты инвестиций”. В качестве внешнего ограничительного фактора п. 11 отмечена “низкая оценка инвестиционной привлекательности региона”.
Ряд аналогичных проблем указан и в разделе “инновационно-технологический потенциал”.
Из сравнения проблем, изложенных в стратегиях, видно, что часть из них совпадают. Например, это касается износа основных фондов, отсутствие портфеля заказов, недостатка финансовых ресурсов и качества продукции, институциональные барьеры.
Но если в Стратегии-2025 больше говорится о проблемах в механизмах развития, то в проекте Стратегии-2035 — о проблемах развития отдельных подотраслей промышленности.
Итого
На примере направлений “человеческий капитал” и “индустриальное развитие” видно, что пока сформированный экспертами перечень ключевых проблем развития Дагестана в проекте Стратегии-2035 выглядят набором правильных, но достаточно известных тем. А проведение сессий во многом носит научно-познавательный характер для её участников.
В отличие от проекта Стратегии-2035, документ по Стратегии-2025 содержит проблемы в сфере управления процессами развития. Более того, в Стратегии-2025 прямо указано, что мешает “коррупция в органах государственного и муниципального управления”, “высокая доля теневой экономики”, “административные барьеры, демотивирующие субъекты предпринимательской деятельности проводить легализацию бизнеса”, “отсутствие системного подхода к управлению экономикой и концентрированной ответственности органов власти за развитие экономических комплексов”.
В соответствии с указанными проблемами авторы Стратегии-2025 разработали и соответствующий комплекс целей и задач. Однако решение программных задач носило либо ограниченный, либо имитационный характер. Поэтому закон о Стратегии-2025 не потерял актуальности и выглядит более привлекательным для достижения целей инструментом, чем подходы, вырисовывающиеся из материалов проекта Стратегии-2035.
Если сравнить то, что еженедельно обсуждается на совещаниях по оперативным вопросам у Главы Дагестана Владимира Васильева, то можно заметить, что они соответствуют большинству обозначенных в стратегиях проблем. Но в отличие от прежних времён и порядков контроль над реализацией госпрограмм РФ и РД позволил повысить количество и качество построенных и отремонтированных объектов. И воровства бюджетных денег стало меньше.
Вместе с тем, около трёх сотен локальных улучшений в виде новых или отремонтированных школ, больниц, спортзалов, автодорог, водопроводов и водоводов не решают тысячи накопившихся проблем. Кроме того, позитивные впечатления смазываются пенсионной реформой и ростом цен на товары и услуги, который опережает рост зарплат, пенсий и пособий.
На этом фоне стало больше критики властей в СМИ и социальных сетях интернета, которая в Дагестане, однако, направлена в основном не в адрес федеральных властей, а региональных. При этом правдивая информация перемешивается с огульными бездоказательными обвинениями, преувеличенными недостатками, завышенными претензиями к Владимиру Васильеву и премьер-министру Артёму Здунову. Основой для выражения недовольства стали, увы, объективные факты и взвешенные критические замечания экспертов, которые критиканами искажаются и преподносятся как свои выводы. И затем их повторяют другие. Наиболее яркий пример – это повторение неоднократно опровергнутой информация о неиспользованных 10 млрд рублей из республиканского бюджета в 2018 году, которые якобы безвозвратно ушли в федеральный бюджет.
Поэтому начинаешь понимать, почему руководство Дагестана не хочет говорить о проблемах и недостатках в работе властей и заполняет информационное пространство подробными отчётами об успехах и прекрасных планах на будущее. В этом же контексте идёт, похоже, и формирование проекта Стратегии-2035.
Однако такой подход может приблизить нас к повторению сценария, который образно выражен в пословице: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить»!
Эдуард Уразаев
АВТОР
Эдуард Уразаев
политический обозреватель
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Невозможно предугадать, что ждет нас завтра, а тут гадают, каким будет Дагестан в 2035 году. Правда, задание само по себе не трудное и безответственное, такое же, как Молла Насреддин взялся за 20 лет за плату научить шахского ишака Коран читать. Как говорил Насреддин, за это время или ишак, или шах, или он сам умрет.
Только в Дагестане такое может быть, что программу развития республики пишут люди которые ни одного дня не работали в реальном секторе экономики да и в бизнесе.
Почитайте биографии Васильева, Здунова, Иванова, Гусейнова и Хасбулатова, одни паркетные чиновники и теоретики)))(((
Вот пройдет максимум три-четыре года, дагестанцы по всему белому свету будут искать авторов "программы-2035" и вряд-ли они их найдут.
До проекта Стратегии-2035 действительно далеко, а может проекта и не быть. Инициаторы должны были опубликовать для обсуждения доктрину стратегии, без нее обсуждать нечего, переливают из пустого в порожнее уже год. Минэкономики совсем квалификацию потеряли.
Наличие в названии статьи слов "Проект Стратегии-2035" вводит в заблуждение. Это всего лишь итоги второй сессии, на которой, судя по материалу Минэкономики РД, обсуждалась проблематика в обозначенных сферах с возможным их ранжированием по важности. До проекта стратегии еще очень далеко и участникам будущих сессий еще предстоит непростая работа, в том числе по более глубокому осмыслению материалов прошлых сессий. В то же время, им надо прислушаться к обоснованной критике на каждом этапе разработки стратегии, в том числе и к разумным доводам Э.Уразаева.
Посыл сей статьи под авторством гражданина Уразаева понятен: не нужно предъявлять завышенные претензии к Васильеву и Здунову – люди делают, что могут. Согласен, не стоит ждать от ишака, что он волшебным образом станет арабским скакуном, но… Но "около трёх сотен локальных улучшений в виде новых или отремонтированных школ, больниц, спортзалов, автодорог, водопроводов и водоводов" я бы на месте автора не стал бы ставить в существенную заслугу представителям исполнительной власти – это их непосредственная обязанность, они, как это не банально звучит, за это зарплату получают. Ну а кроме этих так называемых локальных улучшений что? Да по большому счету в общем то ничего. И это печально.