Юрий Трутнев готовит Дагестану особое место в обновленной программе развития СКФО

0

Практически в унисон с назначением Сергея Меликова на должность врио главы Дагестана республику посетил вице-премьер правительства России Юрий Трутнев, курирующий развитие Северного Кавказа в федеральном правительстве.

Визит Юрия Трутнева носил, пожалуй, ознакомительный характер, поэтому принятие основных решений, вероятно, следует ожидать позже. Можно предположить, что они коснутся формирования отдельной программы по Дагестану, а также федеральной части финансирования организации туристического кластера Дербента.

Юрий Трутнев, как ранее и Михаил Бабич, интересовался инфраструктурой региона и ходом реализации крупных инвестиционных проектов. Повышенное внимание к Дербенту тоже понятно, поскольку здесь реализуется пилотный проект внедрения мастер-плана. Это своего рода эксперимент государственно-частного партнерства федерального значения, так как в случае успешной реализации проекта он станет примером для масштабирования.

Безусловно, Трутнев обратил внимание и на слабые стороны дагестанской экономики. В частности, аэропорт и морской порт развиваются, но по ним будут приняты дополнительные решения. А о проблеме прихода инвестиций в республику и так хорошо известно. Помимо бюрократии и высоких рисков, у нас существует проблема растянутости инвестиционного цикла, а по причине низкой эффективности и слабой отдачи возврат инвестиционных средств крайне затруднен. И структура экономики отличается : нет крупных массивов природных ресурсов, как в Сибири и Дальнем Востоке, к добыче которых удается привлечь крупные инвестиции.

Что касается замечания Юрия Трутнева по соотношению государственных и частных инвестиций на преференциальных территориях, то, к примеру, в индустриальном парке в Тюбе к 1 млрд рублей государственных вложений привлечены около 11 млрд рублей негосударственных инвестиций, и парк продолжает набирать резидентов.

В парке «Уйташ» не состоялся опорный проект территории от компании «Агрико», по этой причине соотношение хуже, но парк продолжает развиваться и при выходе на проектную мощность соотношение улучшится.

Парк «Аврора» получит новый мастерплан, концепция которого встроена в МТК «Север-Юг», а соотношение государственных и частных инвестиций планируется на уровне 1:15.

Дагестан занимает особое место в СКФО, а значит нашей республике планируется уделить особое внимание и в программе развития округа. В то же время необходимо принять решение по судьбе Стратегии-2035 РД: требуется привести проект Стратегии-2035 РД в соответствие со Стратегией-2035 СКФО. Что касается конкретных отраслей, при разработке Стратегии-2035 РД впервые проведено широкое проектирование сферы туризма.

Продолжается обсуждение структурных реформ в сфере сельского хозяйства и системного проектирования АПК с последующим формированием Концепции аграрной политики. Неплохо выглядят программа развития и стратегические проекты в сфере энергетики. В сферах торговли и промышленности нет четких перспектив.

Правительству следует обратить внимание на планирование, проектирование рыночного сегмента экономики, улучшение структуры экономики, структуры доходов/расходов и включение в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов.

В федеральном центре идут дискуссии о расширении полномочий субъектов федерации, об увеличении финансирования и необходимости полноценных планов стратегического развития регионов.

В первую очередь для преодоления депрессивного характера экономики большинства регионов страны, преломления процессов десоциализации населения, а начиная с 2021 года для достижения темпов роста экономики не ниже 3% в год.

Дагестан – макрорегион, т.е. регион высокого порядка, имеющий сравнительно большой внутренний рынок и потенциал человеческого капитала, экономико-географический и проектно-инвестиционный потенциал.

Достаточно отметить проектно-инвестиционные потенциалы создания следующих объектов:

* транспортно-логистического хаба, встроенного в МТК «Север-Юг»,

* Махачкалинско-Каспийской агломерации,

* Самурского энергетического кластера,

* территориально-производственных кластеров (виноградовиноконьячного, плодоовощеконсервного, рудных и нерудных материалов, экопродуктового с экспортным потенциалом),

* более 200 км морского берега, пригодного для пляжных зон, и в целом огромный потенциал туристско-рекреационного кластера с центрами в Дербенте и Махачкале.

Но конкурентные преимущества сами по себе неспособны транслироваться в конкурентоспособность. Пока нет ясности с инвестиционными стратегиями городов, особенно Махачкалы, как ядра инвестиций. По Дербенту необходимо определиться как с инвестиционной стратегией, так и с границами города, например, заключив границы в кольцевую автодорогу, и с ареалом проектируемого туристического кластера, определив северное крыло и возможность включения в кластер территорий до Самурского леса.

Дагестану следует изучить успешные практики развития других регионов, таких как Белгородская и Калужская области, Югра, опыт их взаимодействия с федеральным центром.

Там у руля регионов были руководители-реформаторы, которые шаг за шагом проводили структурные реформы, сосредоточив внимание на стратегических направлениях развития и обеспечении ключевых факторов успеха. У нас, к сожалению, предыдущие руководители были иного порядка, и занимались они несколько другим, часто выдавая желаемое за действительное.

К примеру, Владимир Васильев, который неоднократно заявлял о росте бюджета Дагестана до 170 млрд рублей, т.е. на 70% за три года. Но бюджет за 2018-2019 годы по фактическому исполнению вырос только на 20%! А за вычетом индекса дефлятора (около 10% за два года) и поступления отчислений Сулеймана Керимова в Дербент, выяснится, что никакого роста бюджета и не было. А за счет увеличения собственных доходов Васильеву удалось за два года увеличить бюджет только на 3%! Необходимо подождать фактическое исполнение бюджета по итогам 2020 года и посмотреть, сколько из заявленных 170 млрд рублей будут израсходованы, и сколько вернутся в Москву. Если к фактическому исполнению внести поправку на инфляцию (в текущем году может составить двузначную цифру), то может оказаться, что роста бюджета нет, а мы все пострадали от резкого роста цен.

Кроме того, дагестанцы продолжают нести значительные расходы на лечение от коронавируса. По Васильеву получается, что он увеличил бюджет, а пострадали дагестанцы. Примерно такая же картина наблюдается и с известными всем заявлениями Владимира Васильева по обелению экономики и налоговому эффекту.

Вместо проведения структурных реформ и системного проектирования экономики, Васильев бросился на амбразуры заправок, банкетных залов и обувных цехов. В итоге его вмешательство в экономику обернулось тем, что некоторые из этих предприятий закрылись, а остальные подняли цены на топливо, услуги банкетных залов и обувь. Республиканский бюджет действительно получил дополнительные пару сотен миллионов, но дагестанцы заплатили за это несколько дополнительных миллиардов.

 

Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, член Общественного совета при Минэкономразвития РД – для РИА «Дербент»


Автор:


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *