В Дагестане снизошли до памятника интервентам

40

Фото газеты “Елдаш”

В селе Агачаул Карабудахкентского района Дагестана воздвигли памятник турецким аскерам – павшим в 1918 году в боях за освобождение Анжикалы (Порт-Петровска). Так это событие преподнесли в республиканской газете «Елдаш», главный редактор которой Камиль Алиев и является идеологом самого проекта.

Памятник представляет собой каменную глыбу с мраморными плитами на трех языках – русском, турецком и кумыкском, а так же турецкой символикой в виде полумесяца и пятиконечной звезды. Победа турецких интервентов под командованием Юсуфа Иззет-паши над бывшим царским офицером Лазарем Бичераховым преподносится его создателями как акт освобождения Дагестана и ее будущей столицы! Причем Бичерахов указан именно как британский генерал.

Но дело не в том, что Бичерахов, вторгшись в Дагестан, признал Уфимскую директорию (объединившую антибольшевистские силы) и от нее получил генеральский чин. И не в том, что он продолжил военное противостояние Первой мировой войны, в которой Россия, входившая в Антанту, боролась с Германией, Турцией и другими странами. А в том, что турки не были чем-то лучше Бичерахова, наоборот, они-то и были очевидными интервентами. А Бичерахов в данном случае пытался противодействовать турецко-германскому господству на Каспийском море.

Турецкое присутствие было в Дагестане недолгим и крайне противоречивым. На территорию бывшей Российской империи, начавшей полыхать от Гражданской войны, стали вторгаться интервенты разных мастей. Если действия тех же британцев в качестве бывших союзников по антигерманской коалиции можно как-то оправдать, тем более, что они поддерживали белое движение, собравшее под свои знамена недовольных захватом власти большевиками, то какое оправдание могут заслужить турки, пусть даже среди них было много потомков кавказских мухаджиров?

Второй вопрос – что турки принесли в Дагестан? А принесли они на эту землю, и так ослабленную от борьбы красноармейцев с бичераховцами, еще большую смуту, разруху и разграбление. Кто-то может и обрадовался их приходу, но большинство дагестанцев негативно восприняли эту «братскую» помощь. От рук турецких интервентов погиб видный революционер Кази Магомед Агасиев и его соратники, большое количество рабочих и крестьян.

Оккупационный режим, осуществлявший повальный грабеж населения был ненавистен дагестанцам. Особенно сильно пострадал от турок Кази-кумухский округ. Дагестанцы сопротивлялись оккупантам. А они за одного убитого турка расстреливали трех дагестанцев. Турки пытались организовать военный набор для создания дагестанской армии. Но он оказался провальным. Во многие села турок не пустили вовсе, в частности, в кумыкские Доргели и Нижний Дженгутай.

В общем, попытки представить турецких интервентов некими благодетелями очень подозрительны. В Порт-Петровске, захваченном с большим трудом, турки пробыли недолго – часть ноября 1918 года. Под давлением англичан они покинули Дагестан. А его жители только обрадовались уходу интервентов-грабителей. Вот так бесславно закончился последний поход турок в Дагестан.

И это событие решили увековечить сто лет спустя. Радость жителей нескольких кумыкских сел (но с трансляцией на весь кумыкский народ, и даже шире – на дагестанцев) решила поддержать крайне ангажированная особа из Азербайджанской Республики Севиндж Алиева. Она через слово упоминала «тюркскую землю» и прочие обороты, придававшие организованному мероприятию некое пантюркистское содержание. Пять лет назад Алиева, кстати, позволила гораздо более откровенные заявления, разумеется, не имеющие ничего общего с исторической действительностью, зато наполненные явным политическим смыслом:

«Южный же Дагестан – вообще исторически азербайджанская земля. В результате российского завоевания она отошла от Азербайджана и была включена в состав образованной Дагестанской области».

Интересно как себя чувствовал в ее компании и в целом в такой атмосфере Хаджи-Мурад Доного, который, как выясняется, использует любой удобный повод, чтобы продвигать положительный образ своего родственника Нажмудина Гоцинского?

А следующий памятник наверно посвятят Тамерлану или Надир-шаху. А что, разве они не были оккупантами?

Магомед Магомедов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Наталья:

    Турция политическая простигосподи, а перед имамом Шамиля они не в оплачиваемом долгу

  2. ГУСЕН:

    В каком полит.строе мы живём? В капитализме ! Так что ничего удивительного я не вижу здесь. Да, будут разрушать корни социализма и будут строить памятники и интервентам и олигархам.Не надо было разрушать С   С   С   Р! ! ! !

  3. Не комментатор:

    А ещё, всеми уважаемый Имам Шамиль, ну я имею ввиду в Дагестане, является кумыком по своему происхождению. И в Гимры его дед переселился если не ошибаюсь с Эрпели. А авары любят кричат, что он аварец, хотя и предавали его авары. Да и ещё первую битву за освобождение Дагестана от России ещё при Иванушке Грозном у Карамана выиграл кумык с Эндирея. Я не кумык, но уважение есть ко всем коренным народам. Каждый имеет право на свое мнение и на свою историю и на свое мировозрение. Считают освободителями турков, то это их право. Они этим никого не унижают. Может и среди них есть несогласные. 

  4. ЗАКИР:

    ОВОД мужик убери не сколько нульёв ты чего розачелься мието матиметик!!!???

  5. Рашид:

    Памятники времен иностранной интервенции и гражданской войны . Должны устанавливаться только бойцам и командирам Красной армии. Как в Дагестане и по всей территории бывшего СССР. Затем что именно большевики обеспечили единство и целостность страны , а также мир народам всего СССР.

  6. Мистер Икс:

    Кумыки знают, что до прихода советской власти они были хозяевами своей земли, что только с приходом советской власти они лишились суверенитета над своей территорией. А остальное это лирика.

    • Удивленный:

      Да, в Алтае столько земли. Даже с приходом советской власти 

    • Сала-оьзден:

      Удивлённый, вы толсто намекаете на пришлость кумыков, а сами то из чьих будете: из Персии, Пакистана или Грузии пришельцы?)) В магазине можете приобрести чемодан, на вокзале билет. Пункты отправки на ваш выбор: Тифлис, Тегеран, Исламабад

  7. Багаутдин Узунаев:

    Уважаемый Магомед Магомедов, в целом одобряя Ваш текст, считаю его необъективным в отношении кумыков и в т.н. Тюркского мира. Как бы мы не переживали по этому поводу, но он есть и он, по-видимому, будет укрепляться. И тут кумыки попадают в сложное положение, сопоставимое с положением Буриданова осла: с одной стороны, им дороги братья-дагестанцы, с другой – родственны тюрки и Тюркский мир. Ни от тех, ни от других они отказаться не могут. А Вы, вернее, Ваша позиция, как бы исподволь требует от них именно этого! Не уверен, что ставить целый народ перед выбором "мы или они?", правильный ход с Вашей стороны. Требуя от кумыков отказаться от своих тюркских корней, только еще сильней привязывает их к ним. И не только из духа противоречия, а еще потому, что Ваша позиция, которую, увы, разделяют все некумыки, ставит их в положение обороняющихся и вынуждает принимать меры к своей защите. Что касается следующих нежелательных претендентов на установку памятников в Дагестане – Тамерлана и Надир-шаха, то ведь ходячие памятники им в Дагестане встречаются на каждом шагу, я имею в виду завидную распространенность среди горцев имен "Тамерлан/Тимур" и "Надир/Надыр". Дальше всех пошел в этом плане покойный лидер лакского народа Надир Хачилаев, который добавил к своему имени титул "шах". Видно, для того, чтобы ни у кого не было сомнений, в чью честь это было им сделано. Так что, уважаеый Магомед Магомедов, все гораздо сложнее, чем видится Вам с Вашей в целом  как бы объективной позиции. С уважением…  

    • Кантчкул:

      Увидел и здесь Ваш пост. Мне нравится Ваша открытость и желание спокойно все обсудить. Отвечу от себя. Ваши упреки насчет имен-оккупантов справедливы, что тут скажешь. Но имена это такая вещь вроде и личная, но несерьезная получается, с точки зрения исторической памяти… На землях дагестанцев хватает и святилищ на могилах оккупантов. Это в поддержку Вашего замечания. Относительно памятника в Агачауле вроде все говорят не о нем как таковом, а лишь о надписи к ней, в которой оккупанты названы освободителями. Я думаю, что если бы этого слова не написали, то и шумихи особой не возникло бы. Можно к тем туркам испытывать и симпатию, а можно симпатизировать Бичерахову. Но от оценок, выбитых на памятниках, лучше воздержаться. Отказываться кумыкам от своих корней ни в коем случае не надо они тюркоязычные дагестанцы и они мост для остальных дагестанцев, соединяющий их с огромным тюркским миром.

    • Овод:

      Уважаемый,Багаутдин Узунаев!Крепко жму вашу руку,как порядочного и понимающего дагестанца и знающего историю Дагестана.Именно представители Тюркского мира в Турции поставили памятник нашему национальному герою Имаму Шамилю в провинции Ялова в Турции.Даже на родине Имама Шамиля в Гимры нет памятника Шамилю.Вы,уважаемый,Узунаев,приводите примеры с именами Надир и Тамерлан,но и сейчас в горских языках тюркских слов- вагон и целая тележка.К примеру,кумек-комек-помощь,на даргинском языке,зарафат-шутка-азербайджанское слово на всех языках ЮжДага,ашуг-влюбленный-тюркизм и мн.др.Тюркский Мир – это 45000000человек в России и со всем миром – более 600000000человек и с мнением которыхсчитается весь цивилизованный мир,а не дагестанцев,всего 1700000человек(без кумыков и ногайцев с азербайджанцами Дербента),которым ещё в РФ необходимо "подправить" с 90-годов имидж,танцующих лезгинку во всех площадях Центральной России,неугомонный,стреляющих в воздух с автоматического оружия по поводу и без всякой причины и помешанные на вольной борьбе,как будто других видов спорта не существует.Агачаульцы,просто молодцы,что знают,любят и ценят свое прошлое.У меня есть в школе ученики,дагестанцы,которые не знают своих дедов и прадедов и даже забыли откуда с какого аула их тухум(род).Вот что надо волновать,по моему мнению,горцев,а не в каком месте своего аула жители Агачаула установили памятную стеллу на месте боев.В конце концов,агачаульцам виднее,где поставить памятник в своем родном селе и нечего лезть туда своими тупыми советами,когда вас не просят.

    • Фикрет:

      Я бы добавил что Магомед не совсем хорошо изучил историю Южного Дагестана и Азербайджана! Будет сказано без обиды моих азербайджанских братьев, но государства с названием "Азербайджан" появился 30 лет назад. А Азербайджанская ССР родилась при советах. У Магомеда получается, что ни Лезгины, ни Табасаранцы, ни Рутулцы и др. народы Южного Дагестана своих земель не итмели!

  8. Юсуп:

    Не стоит удивляться, что лезгинов пучит от этого мемориала. Не зря же в войсках Бичерахова, вместе с казаками и армянскими дашнаками, была и лезгинская конная сотня. Вот и возмущаются их потомки. А в так называемой Кавказской армии были мухаджиры-кавказцы с Турции, двухтысячный отряд чеченцев, аварцы, даргинцы Кайтага, отряд табасаранцев, кумыки и многие другие…

  9. Ашарви:

    Торгаш по сути своей вояком быть не может.Продать,предать,приписать,подкупать это и есть идилия торгаша.

    • Овод:

      В дагестанцам глубоко засел дух торгаша.Ашарви,ты,друг в точку попал.Спроси любого ученика,кто такой Имам Шамиль,где родился и где воевал,уверен,из 10учащихся лишь 1ученик кое-как объяснит.Вот такая память у наших земляков.Купи,продай подороже,вот приоритеты нашего Дагестана.Кумыки никому не должны отчитываться за установку на своей Кумыкской Равнине,у себя дома,а не в горах,памятника,перед всякими Кантчкулами-Къанчыкъ къулами,которые хотят поучать всех,забывая,что все их предки до 1940года говорили на кумыкском языке и досыта наелись горцы лишь благодаря Кумыкской Равнине.А все остальное,чанда на постели масле.Агачаульцы,вы просто,молодцы!Анасын сатайым,кукайланы!Алгъа бизин Къумукьлар.Ногъайлар сизин булан,таптап гетежекбиз!

  10. алааякъ:

    лезгины, если вы против кумыков, забирайте новый куруш с хасавюрта, лезгин махачкалы и каспийска в ваш лезгистан. А здесь мы сами решим что и кому ставить

    • Кантчкул:

      Причем тут лезгины, кумыки? Сами кумыки были против турок, как и весь Дагестан. И сейчас многие кумыки возмущены этим памятником. Отдельные отщепенцы не в счет. Иди курушцам скажи в лицо это, посмотрим, что с тобой будет после этого

    • Ашарви:

      Тогда вам кумыкам придется шастатся по степям вашим родным.А если за кого-то решать хочешь можешь податься в татарстан может там позволить.

    • Удивленный:

      алааякъ, если честно, глупость написали. Причем тут кумыки и низменность? Открою вам секрет, на низменности, кроме как на хорошо проветриваемых степях , жить было невозможно, молярия, тиф и прочая зараза уничтожали любого за короткий срок.

      Да и вообще, наш алтайский друг, вы так резко написали, словно по исконной родине соскучились…

  11. Макаренко:

    Дагестан это часть России и русского мира! 

  12. Алишер:

    Овод, имам Шамиль не воевал на территории Турции и памятник ему там имеет такое же значение, какое имеет памятник в Агачаулу турецким нукерам. Гоцинский, говорят, действовал по плану тех же турок. А памятник Пётру 1 или другому патриоту России, Дагестана в Турции, естественно, не поставят. И последнее. А-ууу, службы, призванные охранять интересы России!

    • Сала-оьзден:

      Ознакомьтесь со статьёй:

      http://www.patriarchia.ru/db/text/409203.html?fbclid=IwAR3PVoG7Kmb8kjvFBgw7goj-1e2mj-xa6bNlnzFXmC8_Np93pdZvRgkH5l8

      Если коротко – памятник русским солдатам, находившимся в 1921 году на территории Турции. Думаю не за деньги там они погибали, а из сугубо патриотических чувств к своей Родине – России. Как ни странно (по Вашей логике) – памятник открыли с куда большей помпой, с гимном, с официальными представителями, в отличии от стеллы в Агач-ауле.

      P.S. У нас вроде грядущий 2019-й год – перекрёстный год культуры с Турцией

    • Кантчкул:

      Там на памятнике где-то написано, что они освободители, как в Агачауле? Если нет, то мимо цели

    • Сала-оьзден:

      Так разве царские солдаты освобождали там кого то?)) А турецкие аскеры помогли местному населению)) Вот местные об этом помнили всегда и когда появилась возможность – воздвигли им мемориальный камень.

      Так що – ощень даже в цель. А Вы показываете свою яркую неприязнь к собственным же предкам. Если конечно они не из продажных английских агентов, экс-белогвардейцев-бичераховцев.

    • Кантчкул:

      Ваша проблема в том, что вы нашли себе освободителей, а тех, кто с вами не согласен кидаете в лагерь бичераховцев. Для меня – они одинаковые, точнее турки хуже, об этом написано и в статье и детальных воспоминаниях нелюбимого вами Джафарова. Антанта могла играть роль освободительницы, так как Россия входила в этот союз, и она боролась с турецко-германским блоком. Но, мы все знаем, что этим союзом интервенты лишь прикрывались. А кто такие турки?! Это были 100-% враги на тот момент, которые воспользовались ослаблением власти в России.

    • Сала-оьзден:

      Ну – слава Богу, что освободители нашлись. И проблема это ваша, но не наша)) А то что у вас таковых не нашлось, опять таки, ваша проблема.

      P.S. Интересная классификация врагов нашего государства: есть 100% враги (которые сразу же почти срулили из Дагестана по крайней мере), а есть враги чуть меньше сотки (которых пришлось выгонять поганой метлой).

      P.S.S. К бичераховцам записали себя вы сами, господин хороший 

       

    • Кантчкул:

      В каком месте, я отнес? Для меня и турки и англичане – оккупанты. Бичераховцы хоть не оккупанты, но они много вреда принесли Дагестану. В общем, все они были врагами простых дагестанцев, а вот вы себя отнесли к сторонникам оккупантов турок-оккупантов.

  13. Овод:

    Меня,как и многих учили в школе,что Нажмудин Гоцинский был врагом дагестанского народа.Позже я узнал,что он был умнейшим человеком,избранным муфтием из 17алимов,настолько хорошо он знал Священный Коран и мог свободно толковать их на аварском,кумыкском языках.Более того Советская власть не только расстреляла его,но и спустя неделю расстреляли его дочерей и 11летнего сына.Уж очень была гуманной на заре становления Советов- большевистская власть.Я долгое время думал,что улица Ломоносова- названа в честь ученого с мировым именем М.В.Ломоносова,основателя МГУ,а оказалось в 30-е годы был в Дагестане начальник НКВД ,который расстреливал наших дагестанцев,обвиняя их в контрреволюции.Улицы Лещинского,который из нагана расстрелял более 300наших дагестанцев,всю нашу интеллигенцию,30-х годов,обвинив во всех грехах.Если бы Э.Капиев не переехал в г.Пятигорск,то тоже был бы репрессирован.Теперь по поводу памятника,турецким солдатам,но в провинции Ялова в Турции есть памятник нашему национальному герою Имаму Шамилю,дань уважения,всему народу Дагестана и Кавказа.Может быть установлением памятной Стеллы,глава Агачаула решил привлечь туристов и пополнить казну аула,так сказать налоговые поступления?! Почему-то,когда АРГ на священной горе Ахульго построил мемориал,никто и не кричал в Дагестане.Двойные стандарты у вас,товарищи!Считаю,что кумыки имеют полное право на своей исторической родине – Кумыкской Равнине ставить памятники,ведь они не устанавливают в горных аулах свои памятники,а у себя,дома и ни перед кем не должны отчитываться.

  14. Навруз:

    В обшем, чего эти придурки в Дагестане делают, давай досвидания. 

  15. Нюрпаша:

    Не надо нас делить на турков, азербайджанцев, кумыков и тд. Мы ТЮРКИ и всегда будем ими в какойм бы государстве ни жили и имеем право помогать своим везде, в любой точке мира. И в России кроме Русского мира, есть и Тюркский мир, и кумыкский народ всегда был и будет тюркским народом. И перестаньте лаять на нас как Моська на слона.

    • Алена Козубенко:

      Перестаньте сосать дотации из центра, а потом условия ставьте!

  16. саид:

    Иса Азиев Вы доктор военных наук  или  политический обозреватель?

    • Иса Азиев:

      Я не доктор наук, просто любитель истории, своего народа и Правды.

       

  17. Нариман:

    Дагестан отдан РИ Персией по Гюлистанскому мирному договору 1813 года в результате военной победы РИ. Согласно договору, Персия признавала переход к Российской империи ДагестанаКартлиКахетииМегрелииИмеретииГурииАбхазии и части современного Азербайджана,где находились ханства: БакинскоеКарабахскоеГянджинскоеШирванскоеШекинскоеДербентскоеКубинское. К Российской империи отошла также часть Талышского ханства.

  18. Максим Смирнов:

    -Дербент был и будет дагестанским, а значит российским! Всякие инсинуации пантуркистов, пантуранистов и прочих каджаров есть попытки 5 колонны и агентов влияния расшатать ситуацию в России, и на этом попытаться её ослабить. Пришлые степные туркмены (их также в исторической литературе называли степняки-кочевники) были завезены в Дербент захватчиками, такими как сельджуки, Тамерланом,и прочими персидскими "непрошенными гостями". В основном завезенные кочевники поселялись в магалах г.Дербента, вокруг города, и даже в некоторых поселениях Табасаранского района (Мухъарты, Марага, и др), кстати они повторяют названия сёл в Персии откуда пришлые были родом, а местное население состоящее из дагестанских народов выдавливалось из города. У многих историков и путешественников того времени интересно описывается этот процесс переселения кочевников(степняков, степных туркменов), где они сравнивают это с нашествием саранчи. Прибыв временно, степные кочевники остались на долго. Не смотря на их различия в языке и происхождении(одни говорили на фарси, другие на тюркских наречиях и т.д.), всех пришлых кочевников записали в азербайджанцы, в угоду АзССР(в то время некоторые выходцы из Азербайджана(Багиров, Алиев, Ахундов, Нариманов, и др.) имели определенное влияние на Сталина и на руководство СССР, а также это делалось для присоединения провинции Азербайджан в Иране к АзССР (считай к СССР).

  19. Кантчкул:

    Грабили недостаточно сильно, раз забыли обо всем.

    • Сала-оьзден:

      "Один из солдат попытался ограбить местного жителя (перса), за что Юсуф Изет – паша повесил его и никто больше не творил подобное… большинство дагестанцев поддержало турок".

      Не сильно. Посему – прихлопните свою шовинистическую варежку

    • Кантчкул:

      Жертва пропаганды или агент виляния, Сала-оьзден?

       

      Вот что писал о турках очевидец тех событий полковник Джафаров:

      Великое разочарование

      Таковы были ожидания и мечты. Действительность показала всю их безосновательность, принесла горькое и тяжёлое разочарование. Достаточно было туркам придти и пробыть несколько дней, как все надежды и мечты рухнули. Даже самые ярые их приверженцы, которым раньше от турок, видимо, кое-что перепадало, начали на турок коситься.

      Прежде всего, турки показали всем, что они чувствуют себя в Дагестане, как в завоёванной стране. Это уже само по себе было большой обидой. Но они к этому ещё реквизировали бесцеремонно и грубо все, что им требовалось, и эта реквизиция весьма часто переходила в обыкновенный грабёж. Зима приходила к концу. Запасы прошлого урожая у крестьян уже истощились. Остатки были самым скудным образом рассчитаны, чтобы продержаться до нового урожая. Беднота уже по обыкновению начала голодать. А турки требовали, брали, ни с кем и ни с чем не считались. Кормили кукурузой лошадей, когда её не хватало людям. В условиях нашей горской жизни это было даже издевательство, кощунство. Турки ни в чём себе не желали отказывать. Они требовали продовольствия в таком количестве, какое даже самому богатому горцу казалось нереально большим. Они желали иметь масло обязательно из Гидатлинского ущелья, виноград с Гимров, самых лучших молодых барашек.

      Всё, что они находили в Дагестане, они считали своим, принадлежащим им. Когда им нужны были лошади, они просто поднимались на пастбища, ловили и уводили тех лошадей, какие им больше нравились. Если им было лень идти и ловить лошадей, они ждали на дороге, останавливали всадников, спешивали их, сами садились на лошадей и уезжали по своим делам. Хозяин мог бежать изо всех сил за своей лошадью, чтобы получить её хотя бы тогда, когда она будет не нужна турку, но его прогоняли, часто били. Когда же лошадь турку была уже действительно не нужна, он просто пускал её на все четыре стороны и предоставлял ей искать свой дом и своего хозяина.

      Враги

      Этого было достаточно, чтобы трудовой народ очень быстро избавился от всех своих прежних симпатий и стал смотреть на турок, как на обычных завоевателей, как на своих врагов. Злоба против них появилась сразу и быстро начала расти.

      Особенно возмущало горцев нетерпимо грубое обращение турок с ними. Всегда вооруженный горец привык относиться к другим с уважением и требовал под угрозой оружия уважения к себе. Этикет взаимных отношений в горах очень точно установлен и всегда и всеми строжайше соблюдается. Для турок дагестанцы не были людьми. Крестьяне говорили, что русские, не мусульмане, исконные враги Дагестана, которые воевали с ними много лет, всегда относились к ним гораздо лучше, чем эти братья-мусульмане. Насколько дагестанцы привыкли, что русские к ним хорошо относились и насколько они это хорошее отношение чувствовали и ценили, свидетельствует аварская поговорка: урусал дурусал, т. е. русский – значит, справедливый.

      Вскоре и фанатики религий, ожидавшие от турок восстановления падающей веры и ради этого готовые на какие угодно лишения и даже смерть, с ужасом отшатнулись от турок. Они, особенно наши горские старики, привыкли думать, что турок – это образец мусульманина. В Дагестане всё время говорили: «Вот придут турки и научат вас, как надо верить, как надо молиться, как надо исполнять закон». Этим несчастным пришлось увидеть своими собственными глазами, что ни один из турок не молился Богу и не совершал намаза.

      Было время уразы, так тщательно и с такими лишениями всегда соблюдаемой в Дагестане. Никто из турок уразы не соблюдал. В мечеть турки входили в сапогах.

       

      Видимо турки конкретно отпинали кого-то в Дагестане, раз до сих пор находятся желающие лизать им сапоги, ведь про таких говорят: человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает.

    • Сала-оьзден:

      Ни то, ни другое))

      А приводить слова белого офицера, бывшего соратника Лазаря Бичерахова, в качестве доказательства – крайне не убедительно. Можете хоть всю книгу о Джафарове сюда скопировать, написанную его дочерью))

  20. Иса Азиев:

    Ничего удивительного в этом нет. Прежде всего это отрыжка антибольшевистской политики нынешних российских властей, это продолжение давней политики азербайджанских руководителей, которые еще в 1940-е годы пытались присоединить Дагестан к Азербайджану и третье, азербайджанское руководство еще времен Г. Алиева, бессовестно приписала себе 77-ю стрелковую дивизию, созданную в Дагестане, прославившуюся освобождением Крыма в период ВОВ и, т.о. украла боевую славу Дагестана. РИА Дербент может по данному вопросу получить исчерпывающую информацию в интернете, открыв письмо ЛНКА президенту В.В.Путину и еще пройдясь по меткам