Стратегия Дагестана: четвертая попытка без команды развития
1Стратегическое планирование в Республике Дагестан имеет свою печальную историю. В 2008-2009 гг. разработана Стратегия-2020 РД, весной 2009 года ее представили правительству РД, после она прошла первое чтение в Народном собрании РД. Но в итоге Стратегия-2020 не была утверждена. В 2010 году очередной руководитель республики инициировал разработку Стратегии-2025, которая была утверждена в 2011 году. Но, за исключением 2012 года, документ реализован фрагментарно, фактически не исполнен. Почему документ, утвержденный в ранге закона РД, не исполнялся, никто не может ответить. Тем не менее, необходим анализ степени реализации Стратегии-2025 (требование 172-ФЗ).
В 2018 году руководством Дагестана принято решение о разработке Стратегии-2035. Правительством организованы многочисленные стратегические сессии, 30 октября 2019 года был представлен первый вариант документа. Его исполнителем стал Совет по изучению производительных сил (СОПС) Академии внешней торговли Минэкономразвития РФ. В ноябре проведены аудит и оценка представленного исполнителем варианта документа, исполнителю направлены многочисленные замечания и предложения. Теперь от документа СОПС решено отказаться.
В связи с незавидной судьбой трех предыдущих дагестанских Стратегий, возникает вопрос: насколько вероятна ответственная и результативная работа при разработке и реализации Стратегии-2030? Нужно получить качественный документ, который разработан с учетом состояния Дагестана и вызовов, в соответствии с законом (172-ФЗ) и методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ – требования сложнейшие, а сроки сжатые. Документ Стратегии субъекта проходит многочисленные согласования в федеральных органах исполнительной власти, утверждается/регистрируется в Минэкономразвития РФ, публикуется на официальном сайте министерства. Организация процесса разработки Стратегии-2030 РД уже вызывает вопросы: формальное отношение и профанация работы недопустимы!
Не выдерживает никакой критики желание взять за основу Стратегии-2030 РД представленный СОПС проект, который формировался совсем в других условиях (2018-2019 гг.), при другом составе правительства, проект, который сложно посчитать серьезным документом.
Не до конца осознается, что Стратегия предполагает выработку на десятилетие главного ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ Дагестана, содержащего стратегические решения.
Вызывают беспокойство и стартовые позиции Стратегии: ухудшение деловой среды, снижение предпринимательской активности, снижение доходов населения. Экономическая политика, экономический рост, экономическое развитие, стратегия инвестиций – нет единой государственной региональной политики и взаимосвязанной, нацеленной на результат, выстроенной системы на правительственном уровне. Эти составляющие и отсутствие планирования негосударственного сегмента экономики являются слабыми местами Стратегий – документы планирования ориентированы на государственный сегмент и бюджетное финансирование, что неправильно.
Государственный сегмент и так получает планирование, проектирование, управление: посредством государственной региональной политики, бюджета, госпрограмм и стратегических проектов, нацпроектов, мастер планов и др. Негосударственный сегмент экономики (4/5 экономики), стратегическое рыночное планирование и управление рисками важнее, чем управление бюджетом (1/5 экономики) и госпрограммами. Без развития рыночного сегмента экономики невозможно вовлечь ресурсы и человеческий капитал в хозяйственный оборот, тем более обеспечить конкурентоспособность экономики, экономический рост.
Именно такой подход в последнее время практикует федеральный центр. Инициированы реформы, главой государства поставлены задачи развития рыночного сегмента экономики, стимулирования бизнеса, предпринимательства, объявлен новый инвестиционный цикл, предложена широкая программа преференций и поддержки инвестиций, усилены институты развития. Однако множество предложений, преференций федерального правительства остаются в Дагестане непонятыми и не реализуются.
Стратегия субъекта должна быть синхронизирована с Единым планом достижения национальных целей РФ (на периоды циклов до 2024 года и до 2030 года), но они никак не подменяют друг друга. Наоборот, параметры нацпроектов рассчитаны таким образом, что не могут быть достигнуты без реализации Стратегии и привлечения внебюджетных инвестиций. То есть, национальные цели РФ в регионе без Стратегии субъекта не могут быть реализованы и достигнуты. Практика реализации нацпроектов в Республике Дагестан за 2018-2020 гг. тому пример: цели не достигнуты, в то же время в федеральный бюджет возвращены более 25 млрд рублей.
Анализ модельной структуры Стратегии-2030 РД показывает, что как минимум половина направлений Стратегии не охватываются нацпроектами (или они коррелируются частично). Например, стратегический анализ территории, ресурсы и капитал развития; структурные реформы; имущественный комплекс; ключевые отрасли хозяйствования (торговля и услуги, которые с учетом теневой части занимают половину ВРП РД, тем более); экономическая специализация региона и возможная кластерная организация экономики; стратегическое рыночное планирование – напомню, что у нас рыночная экономика, соответственно, инвестиционная стратегия, маркетинг территории, конкурентоспособность региона.
Что касается реализации Стратегии, рисков не реализации или неэффективной реализации, как в случае со Стратегией-2025. Необходимо понимание, что прежнюю экономику не вернуть, дважды в одну реку не войти – мир меняется стремительно, скорость изменений такова, что мы можем отстать навсегда, перемены фундаментального характера, мир на пороге четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада. Мы можем быть раз и навсегда выброшены на обочину развития.
В связи с этим, обращаю внимание руководства Дагестана на следующее:
а) прежних высоких темпов роста, уже не достичь: развитие важнее, чем рост, и достижение роста через развитие более правильное поведение правительства: в Стратегии-2030 основное внимание может быть уделено развитию. Это не означает, что достижение экономического роста не входит в повестку Стратегии-2030 РД;
б) Стратегия является документом управления трендами развития (социальные, технологические, экономические, экологические, политические и др.) и управления ресурсами региона, для достижения лучшего результата в точках их пересечения в будущем (в чем, собственно, суть стратегии) – ресурсообеспеченность региона выходит на первый план;
в) Дагестан технологически отстал – в мировой ренте все больше доля инновационной ренты, конкурировать без инновационной составляющей, передовых технологий, все сложнее. Соответственно, и в Стратегии-2030 РД необходимы сегменты инновационной экономики и проекты.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, — как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его повышения в будущем? Дагестан традиционно занимает последние места в федеральных рейтингах. Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения определяется уровнем эффективности производства и продажами регионального продукта.
Поэтому в документе долгосрочного развития субъекта в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми задачами экономического развития региона являются:
- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- привлечение в регион новых производств;
- развитие имеющихся производств;
- обновление структуры производства;
- продвижение региона, продвижения регионального продукта;
- привлечение инвестиций;
- достижение экономического роста;
- создание новых отраслей и продуктов.
Система стратегического планирования в Республике Дагестан (согласно 172-ФЗ, как механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников), не сформирована. Важно понимать: неуправляемое развитие способно продуцировать проблемы, риски и угрозы еще более высокого порядка. Мы это наблюдаем на примере многих отраслей дагестанской экономики, или хаотичной застройки в Махачкалинско-Каспийской зоне. Таким образом, отсутствие должного внимания к стратегии, стратегическому планированию и соответствующим документам сегодня, приведет к новым катастрофическим разрывам и диспропорциям в будущем
Со стартом Стратегии-2030 важно изменить модель управления экономическим развитием Республики Дагестан. В рамках существующей модели экономики и управления реализация проектов надсистемы (нацпроектов, ОЭЗ, Приморского туристического кластера, инвестиционного развития), вовсе невозможна. В связи с этим следовало бы ожидать полное переформатирование республиканского правительства: переход от сложившейся команды освоения бюджета, к команде развития. Правительство должно стать самостоятельным центром компетенций и решений. Проблема команды развития не решена: идея команды развития обсуждалась еще в ходе разработки Стратегии-2020, в 2008-2009 гг.
Действующие в Дагестане институты (Стратегический совет, Инвестиционный совет и др.) – устаревшего формата, не эффективны. В качестве альтернативы, целесообразно создание Межведомственной комиссии по социально-экономическому развитию РД, с профессиональным составом и широкими полномочиями. Межведомственная комиссия может иметь в своем составе группу стратегического планирования 4-5 человек, по формированию и сборке документа Стратегии-2030 РД – по-другому, мы качественный документ в установленные сжатые сроки не получим.
Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Все хотят мыслить на 10 лет вперед…это весьма похвально, но при умении мыслить на день вперед(чтоб сразу выявлять плюсы и минусы своего планирования)…а через 10 лет….плюсы будут приумножены,причем авансом, а минусы забудутся….очень удобно…