«Мусорный коллапс» и экономика Дагестана: можно ли зарабатывать на мусоре?
2Врио главы Дагестана Cергей Меликов 16 января провел заседание рабочей группы по подготовке Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2024 года и плановый период до 2030 года. Говорили на заседании в том числе и о концессиях, которых в Дагестане почему-то нет, хотя предлагаются. Например, в сфере обращения с отходами.
Прежде всего по итогам заседания необходимо обратить внимание на следующее:
- История и опыт стратегического планирования в Республике Дагестан однозначно не в пользу республиканской власти. Неспособность региональной власти на протяжении десяти лет сформулировать и реализовать Стратегию – очень тревожный сигнал. Имея достаточно большой внутренний рынок, республиканское правительство уже долгие годы не может задействовать его потенциал (что является одной из приоритетных задач Стратегии). И в связи с незавидной судьбой трех предыдущих Стратегий возникает вопрос: насколько вероятна результативная работа при разработке Стратегии-2030? Вызывают беспокойство и стартовые позиции Стратегии: процессы ухудшения деловой среды, снижения предпринимательской активности, уменьшения числа предприятий, снижения доходов населения. С другой стороны, кризисная ситуация затянулась в Дагестане настолько, что руководство республики перестало ставить перед собой амбициозные цели.
- Нужно различать, что должно быть в документе стратегического целеполагания (Стратегия-2030) и что в документе стратегического планирования (План мероприятий по реализации Стратегии-2030). Согласно 172-ФЗ, это разные документы, хотя закон разрешает объединить их в один. Участники заседания почему-то обсуждали только второй документ, но далее следует продвигаться правильно.
- Стратегия-2030 РД, кроме собственно целей, приоритетов и базовых региональных стратегий, может содержать ряд документов надсистемы: Энергетический баланс РД, Продовольственный баланс РД, Баланс трудовых ресурсов РД, Экологический баланс РД. А вдруг на самом деле к нам приедут планируемые 2 млн туристов, на которых не хватит электроэнергии (самим не хватает), а цены на продукты питания вырастут раза в два. Реализация документов надсистемы требует огромных инвестиций: только Программа комплексной экологической безопасности РД (проблемы опустынивания земель, обмеления водоемов и Каспийского моря, комплексного обращения с отходами, лесных пожаров, загрязнения населенных пунктов и земельного фонда) может оцениваться в десятки миллиардов рублей.
- По мнению Сергея Алимовича, Стратегия не должна сводиться только к экономике – это и социум, образование, культура, традиции и многое другое, что, в принципе, абсолютно правильно. Проблема в том, что экономики особо нет: республиканская экономика падчерица политики, и никто всерьез ей не занимался. По состоянию и динамике, если российскую экономику можно сравнить с монорельсовой (углеводородной) дрезиной (линейное развитие), то дагестанскую экономику – с детской железной дорогой: мы закольцованы в «колею» и одной из главных задач Стратегии-2030 является обеспечение выхода из нее.
- Глава Дагестана ждет предложения по решению проблем ЖКХ, чистой воды, электроэнергии и мусоропереработки.
Самым актуальным вопросом в Дагестане прямо сегодня является мусорный коллапс. О том, почему он тоже из разряда стратегических проблем, и какая стратегия может быть применена, в подборке материалов по теме.
Ни передача функций муниципалитетам, ни строительство нескольких полигонов и мусоросжигательных заводов проблему обращения c отходами кардинально не решает – это сложный межотраслевой комплекс. Некоторые страны давно решили проблему, создавая попутно новые технологии, дополнительные рабочие места, налогооблагаемую базу, и даже зарабатывая на отходах. Но, прежде чем зарабатывать, необходимы огромные инвестиции, которых нет.
По расчетам Всемирного экономического форума, в настоящее время из-за климатических и природных изменений под угрозой находится больше половины ($44 трлн) мирового валового внутреннего продукта. Согласно данным Всемирного банка, в мире ежегодно образуется 2,01 млрд тонн твердых бытовых отходов, причем по меньшей мере 33% из них не утилизируются экологически безопасным способом. Во всем мире количество отходов на одного человека в день составляет в среднем 0,74 кг, однако в отдельных случаях достигает 4,54 кг. Ожидается, что к 2050 году объем глобальных отходов вырастет до 3,4 млрд тонн.
Распространение проблемы в каждой конкретной стране имеет свое значение: во всем мире наблюдается зависимость между образованием отходов и уровнем дохода. По прогнозам, к 2050 году ежедневное производство отходов на душу населения в странах с высоким уровнем дохода увеличится на 19%, тогда как в странах с низким и средним уровнем дохода этот показатель вырастет на 40% или более. При этом общее количество отходов, образующихся в странах с низким уровнем дохода, увеличится более чем в три раза. Есть различия и в составе отходов в зависимости от уровня развития страны и модели потребления.
Так, страны с высоким уровнем дохода производят относительно меньше пищевых и экологически чистых отходов, что составляет 32% от общего объема отходов, и производят больше сухих отходов, которые могут быть переработаны, включая пластик, бумагу, картон, металл и стекло, на долю которых приходится 51% отходов. Страны со средним и низким уровнем дохода производят 53% и 57% пищевых и экологически чистых отходов соответственно, причем доля органических отходов увеличивается по мере снижения уровня экономического развития. В странах с низким уровнем дохода материалы, которые могут быть переработаны, составляют 20%.
Проблема обращения с отходами уже давно имеет глобальный характер, и в настоящее время управление ими включено в качестве задачи в Цель устойчивого развития ООН № 12 «Обеспечение устойчивых моделей потребления и производства». Многие международные организации инвестируют в работу в рамках этого направления. Например, с 2000 года Всемирный банк выделил свыше 4,7 млрд долларов США на более чем 340 программ управления твердыми отходами по всему миру. Однако для достижения долгосрочного результата, по мнению многих экспертов, стоит проводить соответствующую политику на всех уровнях, направлениях.
Там, где отходов избежать невозможно, необходимо применять методы извлечения из них материалов и энергии, а также восстановления и переработки отходов в пригодные для использования продукты. Переработка отходов приводит к существенной экономии ресурсов. Например, каждая тонна переработанной бумаги позволит сберечь 17 деревьев и сократить расход воды на 50%. А для переработки отходов требуются новые рабочие места: только в Бразилии, Китае и США в этом секторе занято 12 млн человек.
Таким образом, при надлежащей поддержке и организации переработка отходов может давать рабочие места, повышать конкурентоспособность местной промышленности, сокращать бедность и муниципальные расходы.
Вопросы природы и экологии – это вопросы глобальной экономики. В этом контексте главным вектором экономического движения должен стать переход к циклической экономике, преобразующей продукты потребления не в безвозвратные отходы, а в ресурсы повторного применения. Это не только позволит рационально использовать природные ресурсы, но, что самое главное, сократит площади, занятые мусорными полигонами, избавляя тем самым окружающую среду и человека от их негативного влияния.
С 2019 года для обеспечения цели создания эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 204) в рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Чистая страна» (далее – ФП «Чистая страна»). С 2019 года реформа в сфере обращения с отходами реализуется в том числе в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – ФП ТКО, федеральный проект), который входит в состав национального проекта «Экология». На реализацию НП «Экология» на период 2019–2024 годов за счет всех источников предусмотрено 4,1 трлн рублей. Из них 665,7 млрд рублей – средства федерального бюджета, 62,8 млрд рублей – средства субъектов Российской Федерации и 3,4 трлн рублей – внебюджетные средства.
На уровне регионов основной источник инвестиций в отрасль – это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчетов. Как показал экспертный анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1 411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость – 79 % в 2019 году и 76 % в первом полугодии 2020 года. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свои услуги.
В настоящее время рассматриваются варианты финансирования 25 мусоросжигательных заводов в российских регионах, о строительстве которых «Ростех» договорился с ВЭБом и «Росатомом» в мае 2020 года. Общая стоимость строительства 25 новых заводов весной оценивалась в 600 млрд рублей (теперь она увеличилась примерно до 650 млрд рублей), из них 200 млрд рублей готов предоставить сам ВЭБ. Партнеры рассчитывают привлечь в этот проект и инвестиции коммерческих банков, финансовых институтов и частных инвесторов, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства, а также с использованием механизма «зеленых облигаций». Не исключалось также использование и «зеленого тарифа» (заводы станут возобновляемыми источниками энергии, с ними может быть заключен договор о поставке мощностей на оптовый рынок электроэнергии), уже введенного для пяти первых заводов «дочки» «Ростеха» «РТ-Инвест», которые строятся в Подмосковье и Казани (в случае реализации планов «Ростеха», ВЭБа и «Росатома» таких заводов будет 30 по всей стране).
«Расширение проекта «Энергия из отходов» (до 30 заводов) в составе комплексной системы позволит сократить полигонное захоронение на 36 млн тонн отходов в год, это около 50% образуемых отходов в России. Кроме решения экологической проблемы, у проекта 25 заводов есть и социально-экономический эффект — налоговые отчисления в размере 481 млрд рублей за 15 лет. Кроме того, будут созданы 25 тысяч новых рабочих мест на период строительства и 2,5 тысячи постоянных рабочих мест на период эксплуатации заводов». Для строительства 25 новых заводов проекты могут финансироваться «комплексно» — за счет применения дополнительных мер поддержки таких, как «зеленый» тариф, за счет средств от расширенной ответственности производителя и специальных субсидий государства.
В качестве первой практики стоит изучить опыт Швеции, как одной из передовых «зеленых» экономик мира. Лишь 1% из всех ТБО Швеции отправляется на полигоны, остальные отходы поровну направляются на переработку и на мусоросжигательные заводы. Благодаря налаженной системе сортировки бытовых отходов, страна получает возможность либо использовать заново свои отходы, либо превращать их в энергию. За сорок лет (с 1975 по 2015 гг.) Швеция увеличила степень утилизации отходов с 38% до 99%. Секретом успеха страны оказалась ориентация общества на политику Zero waste (сведение к минимальному количеству мусора посредством многоразового использования предметов и вещей – прим. РИА «Дербент») и готовность инфраструктуры поддерживать эту политику.
Со стороны государства шла и идет популяризация Zero Waste. Она проявляется, во-первых, в принятии законов и директив, в том числе в области стимулирования социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, налоговая система поддерживает утилизацию мусора, в результате чего захоронение на полигонах стало самым дорогим способом обращения с отходами. В-третьих, за правильно сортируемые отходы установлены пониженные коммунальные платежи. Со стороны специальных организаций идет активное представление интересов в области сбора и утилизации, непрерывный мониторинг и информирование населения.
Швеция особенно преуспела в развитии технологий превращения отходов в энергию (waste-to-energy). Сегодня они играют большую роль в системе отопления страны. Например, в 2015 году путем переработки в Швеции было произведено в общей сложности 17 ТВтч энергии: 14,7 ТВтч тепловой и 2,3 ТВтч электрической. Сейчас в стране сжигается более 2 млн тонн своего мусора. И местного сырья даже недостаточно – дефицит приходится покрывать за счет импорта. В 2015 году страна в этих целях дополнительно ввезла более 1,3 млн тонн отходов из-за рубежа – в основном из Норвегии, Ирландии и Великобритании. Власти последней стремятся сократить количество отходов, отправляющихся на полигоны, равно как и их число. Они хорошо оплачивают услуги тех, кто помогает в решении проблемы.
В результате этого Швеция зарабатывает, утилизируя чужие отходы. Стокгольм является одной из наиболее быстро растущих столиц Европы, и нагрузка на систему обращения с отходами постоянно увеличивается. В 2015 году каждый житель Стокгольма производил 477 кг отходов в год, и к 2026 году планируется сократить этот показатель до 422 кг в год. На настоящий момент раздельный сбор осуществляется для половины общего объема отходов.
Обязательства по обращению с отходами в части органических отходов возложены на муниципалитеты, в то время как для макулатуры, стекла, упаковки и электроники действует принцип ответственности производителя. В городе создана развитая инфраструктура сбора отходов, включающая пункты приема, вакуумную и традиционную систему сбора отходов, сквозной сбор в части органических отходов. В городе создано более 250 перерабатывающих станций, планируется также создание дополнительных сортировочных пунктов для пищевых отходов, упаковки, макулатуры.
Органические отходы обрабатываются посредством анаэробного сбраживания на заводах за пределами Стокгольма; остаточный мусор отправляется на мусоросжигательные заводы. Основные направления развития системы обращения с муниципальными отходами задаются планом управления отходами Стокгольма, рассчитанным на 3 года. В плане поставлены цели, достичь к 2020 году увеличения доли раздельного сбора отходов, отправленных на переработку пищевых отходов (70%). Значительный акцент в действующем плане сделан на работе с населением по сокращению объемов образования отходов, обращению с пищевыми и особо опасными отходами, улучшению инфраструктуры и внедрении новых технологий в систему сбора, транспортировки и обращения с отходами.
Как видим, Дагестану в постановке цивилизованной сферы обращения с отходами предстоит пройти долгий и сложный путь, и главное – стратегия. Но в первую очередь следует строго выполнять нормы федеральных законов и регламентов федеральных органов власти, по возможности постараться включиться в федеральные программы финансирования отрасли. Иначе, со временем, и проблему не решим, а новые полигоны, мусоросжигательные заводы могут стать новой головной болью республиканской власти.
Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Решение мусорной проблемы доверяют туркам, думаю это ход н карачаева, это как хасавюрт всякий консервный завод, проверьте и доверяйте договора юристам международникам
В Дагестане и в целом в России одна и самая главная проблема, это кадры отшлифованные годами и десятилетиями , не лучшие из лучших, как эволюция в самой круговороте природы, а наоборот самые худшие из худших, а порой даже отпетые бандиты и аферисты и мошенники люди с криминала, иначе не было у порядочного и честного человека не одного шанса попасть не в одну структуру. Результаты такого подбора и расстановки кадров Дагестанцы будут расхлебывать ближайшие 20 лет. Пока чиновник будет смотреть на клиента и посетителя как на объект, где можно нажиться, порядка не ждать и улучшении тоже.