Дербент нужно развивать вместе с агломерацией и делать глобальным городом – взгляд участника конкурса на проблематику мастер-плана

5

В самом разгаре профессиональный международный конкурс на создание мастер-плана Дербента на период 2020-2040 годов. Данный документ, напомним, определит основные векторы развития города в среднесрочной перспективе. Старт конкурсу был дан в конце июня.

По данным Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», которое разработало техническое задание и возглавляет Оргкомитет конкурса, по состоянию на 24 июля свои заявки направили 26 участников. В их составе 64 компании: 13 — индивидуально, 51 — в составе 13 консорциумов. Для участия в первом, отборочном этапе участникам необходимо было предоставить релевантное портфолио и эссе.

«Среди участников представлены компании из 10 стран. Костяк, безусловно, составляют команды из России. Их 45. Зарубежных экспертов почти треть от общего количества участников: 4 — из Франции, по 3 — из Великобритании, Нидерландов и Турции, 2 участника — из Италии, по 1 заявке из Азербайджана, Дании, Польши и США», – говорится в сообщении Агентства «Центр».

Отметим, что 30 июля конкурсное жюри во главе с руководителем республики Владимиром Васильевым определит тройку финалистов конкурса, которые продолжат борьбу во втором этапе конкурса и создадут свой вариант мастер-плана для Дербента и концепцию развития городской набережной

Предлагаем Вашему вниманию интервью с дагестанским экономистом Маиром Пашаевым, который вместе с коллегами также представил свое видение стратегии развития древнего города.

– Расскажите о конкурсном задании. В чем заключаются конкурентные преимущества Вашей компании, как участника конкурса?

– Конкурсное задание на выполнение мастер плана Дербента, подготовленное агентством «Центр» – крайне объемное и сложнейшее. Текст задания изложен на двух страницах, если кратко, это несколько документов:

  1. Комплексная оценка потенциала развития городского округа «город Дербент».
  2. Стратегия развития городского округа «город Дербент» на период 2020–2040 гг.
  3. Сценарий пространственного развития городского округа «город Дербент» на период 2020-2040 гг. с выделением этапов 2020–2024 гг., 2024–2028 гг.
  4. Концептуальная модель функционирования городской экономики.
  5. Мероприятия и результаты реализации мастер-плана. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности предложенного сценария развития.

Название “мастер план” не должно вводить в заблуждение участников – конкурсное задание в основном экономическое. У нашей команды достаточный опыт выполнения стратегических документов для республики и ряда городов. Кроме того, мы считаем, что как минимум одна дагестанская команда должна работать над заданием: удаленная разработка проектов специалистами, не зная республику, специфику города, местность, логистику, менталитет, часто страдает абстрактностью и практически всегда – неточной “посадкой на территорию”.

– Что можно сказать о самом конкурсе и чем объясняется такой наплыв участников, поданных заявок? Насколько объективно организаторы подходят к каждому из его участников? Возникают ли вопросы или претензии к организаторам?

– И мэрия, и агентство «Центр» демонстрируют максимально открытый и профессиональный подход в достаточно сложной ситуации начального этапа конкурса.  Действительно, участников неожиданно много. Так как призовой фонд 14,5 млн. руб. делится на три части, и далее каждая часть на участников консорциума, это совсем небольшие деньги. Минус налоги, оплата труда специалистов: вряд ли какая компания планирует на конкурсе заработать. Достаточно сказать, что только заказ на выполнение Стратегии Дербента-2040 в новых границах города потянула бы на 5 млн. руб. Возможно, компании-участники руководствовались соображениями имиджевой рекламы и репутационных дивидендов, вместе с тем, рассчитывают в дальнейшем получить заказы на проектирование объектов на стадии реализации мастер плана Дербента.

– Ранее Вы вместе с коллегами подготовили и опубликовали пилотный доклад форсайта Махачкалинско-Каспийской агломерации. В какой степени форсайт проект перекликается с дербентским? В чем стратегии и отличия перспективного развития Махачкалы и Дербента?

– Я не раз призывал власти обратить внимание на складывающуюся дербентскую агломерацию, на территории от пос.Белиджи до пос.Мамедкала. Нельзя допустить на этой территории такую же катастрофическую ситуацию, как в Махачкале и пригородах, и не может быть у Дербента полноценной стратегии без развития прилегающих территорий. Цели, задачи двух городов во многом и схожи – как выйти из ситуации, как из хаоса организовать порядок, стать комфортными для проживания, привлекательными для туристов городами и центрами экономического роста. Отличие проекта создания Махачкалинско-Каспийской агломерации, в том, что может стать прорывным проектом – республика, северокавказский регион получат мощный центр экономического роста. А стратегии и стратегические проекты двух городов совершенно разные. Стратегия – это лучшее, что у вас было, что сохранили и что можно улучшить еще. Недавно совершенно случайно перечитал публикацию Ф.Нагиева про сто видов лезгинского хлеба – реализовать в Дербенте мега-проект «Очаг» и восстановить их производство, предложить жителям и туристам, чем не стратегия? В отличие от Махачкалы для Дербента еще важно эффективное управление тысячелетним брендом и достижение его капитализации. Для этого Дербент должен стать глобальным городом.

– Программа развития Дербента стоимостью 23 млрд рублей не имеет аналогов в истории Дагестана. Сумеют ли власти города оправдать ожидания Сулеймана Керимова?  Насколько жизнеспособны подобные проекты в реалиях современного Дагестана с его многочисленными проблемами?

– Проект сенатора С.Керимова пробный для республики. Думаю, он сам в поисках эффективной модели взаимодействия с республиканской властью, которую, несмотря на его многочисленные усилия за последние двадцать лет, пока не находил, и могут быть другие проекты. Проблемы тактического характера будут всегда, а на стадии реализации мастер плана стоит ожидать проблемы большего порядка, чем сейчас. Решение проблем и есть развитие. Администрации Дербента и проектным командам за ближайшие 20 лет предстоит выполнить десятки и сотни сложнейших задач. Развитие – это программа с открытым кодом.

– Глава Дагестана В.Васильев призвал предпринимателей вкладывать в Дагестан. Можем ли мы ожидать от республиканского правительства другие проекты развития сопоставимые, хотя бы отчасти, с дербентским, по масштабу, значимости?

– Вкладывать в Дагестан – понятие растяжимое. Кто и куда должен вкладывать, и с какой целью? Недавно встречался с одним дагестанцем, так вот, он спрашивает: сможешь проработать 10-15 крупных проектов? У него есть возможность привлечь в республику инвесторов, но те требуют прозрачности процесса и гарантии. А инвестиционный цикл крупных проектов 5-7 лет. Кто и как в республике, чем встречает инвесторов, какие барьеры входа им придется преодолеть? Что им могут предложить сегодня и кто, каким образом, какими инструментами гарантирует безопасность инвестиций в таком периоде? Вопросы остаются открытыми.

Поэтому, проект стратегического рыночного планирования и проектирования Дагестана еще впереди. Правительству не хватает масштаба, скорости, маневренности. Месяца два назад я отправил в ТОР «Дагестанские Огни» инвестора с проектом, который мог бы заполнить третью часть индустриального парка, но там не оказалось коммуникаций. Совсем, только голая земля. А ведь первые документы по ТОР и городу я представлял еще три года назад! Осенью 2017 года несколько раз встречался с курирующим вице-премьером по вопросам доработки Стратегии-2025 в Стратегию-2035. Предложил дополнить Стратегию-2035 проектом Махачкалинской агломерации, программой кластерного развития, программой маркетинга территории и инвестиционным планом республики. Он с предложениями согласился, но прошли два года – документов нет.

Пока правительство Дагестана и администрации муниципалитетов представляют из себя архаичную, с жесткой вертикальной иерархией, закрытую, крайне закостенелую систему с линейным, периферийным и краткосрочным коллективным сознанием. Ключевой вопрос в том, сумеет ли правительство реформировать себя, стать функциональной и эффективной, открытой для общества платформой? Ведь подлинными задачами правительства является эффективное управление общественными активами, природными ресурсами и человеческим капиталом. Какие системные, структурные реформы необходимо для этого провести в администрации правительства, ведомствах, муниципалитетах? Прежде всего, они должны стать открытыми командами развития. Кроме того, в целях развития необходимо создавать внешние команды, не входящие в структуру правительственных ведомств.


АВТОР
Беседовал Мурад Шихахмедов


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Казимагомед:

    Дербент 1989 году разделили как Могли !!! Махачкалинский Даргинский клан Магомед Салама

    отдедили От Дербента Сабнаву , Хазар ,, 3 участка Карл Маркс , Нижний джалган, Даг Огни , Раздробили Чтоб финансирования города уменьшить и отдалить его со 2 места !!!!!

  2. Замир:

    Слишком много красивых и правильных слов……но слова эти пустые и никого ни к чему не обязывающие…..

  3. Ezgrocwon Тарасов:

    Естественное градостроительное развитие и так подразумевает полный охват. Ничего нового в этой фразе нет. Также можно сказать: "Огонь – горячий, вода – мокрая."

  4. Zakir:

    …….Местный Юждаговские архи-ансамбль,основа фасадов здание интереры старин-горский местный,она должен отличатся нам не нужны итал-франс турист не поймет где он Европе ил на Кавказе 

    Этот проектировщикам долго и нудно ходит нужны зарисовки собрать делать визуально смотреть вес Юждаг и нарисовать только так…… 

    • Zakir:

      ……..готовые проекты не нужны откуда та САША или АЗЕРБ, А НА МЕСТЕ НАДО ПРОЕКТИРОВАТЬ

      Новизны должен быт она должен отличатся от мирового……