Представляем вниманию читателей РИА «Дербент» статью известного экономиста, директора Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, профессора Сергея Дохоляна «Диспропорции в национальном составе руководителей органов исполнительной власти Дагестана и объемы контролируемых ими финансовых потоков». Несмотря на то, что статья была подготовлена в 2016 году для научного журнала «Региональные проблемы преобразования экономики», ее значимость и актуальность сохраняются. В то же время широкая дагестанская общественность не знает об этой работе.
В исследовании Дохоляна подробно анализируется, как распределялись властные полномочия и экономические рычаги среди представителей разных народов Дагестана. Экономист указывает на то, что предшественники Рамазана Абдулатипова старались соблюдать принцип этнического паритета, при котором количество руководителей органов власти той или иной национальности и объем финансовых потоков ими контролируемых примерно соответствовал удельному весу этой национальности в населении Дагестана. Приход Абдулатипова ознаменовал создание аварской этнократии, так как представители этого народа стали контролировать более 70% бюджетных потоков, а даргинцы – всего 1% (ранее – 57%).
Данное исследование языком сухих цифр показывает результаты масштабных трансформаций произошедших в Дагестане в период власти Рамазана Абдулатипова. Работа также может быть использована для сравнения с тем, как ведется кадровая политика в настоящее время.
ДИСПРОПОРЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ДАГЕСТАНА И ОБЪЕМЫ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИМИ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ*
В государственном управлении многонациональной (более 30 коренных народов, в том числе 13 самостоятельных в языковом отношении)* Республики Дагестан традиционно использовалась позитивная дискриминация по национальному признаку, которая позволяла обеспечивать равное участие представителей основных народов в органах государственной власти, в том числе распределения государственных должностей.
Основные государственные должности распределялись между представителями самых многочисленных национальностей – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины. В период, когда республикой руководил президент РД М.Г. Алиев – аварец (как и при его предшественнике, даргинце), национальные пропорции соблюдались достаточно четко (таблица 1). В период руководства президента РД М.М. Магомедова – даргинец, представительство даргинцев и кумыков в правительстве несколько сократилась, а аварцев – выросла почти в 2 раза, также несколько увеличилось представительство лезгин и лакцев. При Главе Дагестана Р.Г. Абдулатипове – аварец, представительство лезгин и даргинцев значительно сократилось (лезгин более чем в 2 раза), а аварцев – еще более увеличилась, при доле в численности населения 27,5%, аварцы занимают более 46% должностей в правительстве региона.
Таблица 1.
Сравнение национального представительства в органах исполнительной власти Республики Дагестан (2009-2015 гг)
Национальность руководителей* | Высшее должностное лицо Республики Дагестан | Доля в численности населения по переписи 2010 года | ||
М.Г. Алиев | М.М. Магомедов | Р.Г. Абдулатипов | ||
Аварцы | 6 (20,7%) | 13 (38,2%) | 19 (46,3%) | 27,5% |
Даргинцы | 6 (20,7%) | 5 (14,7%) | 4 (9,8%) | 16,9% |
Кумыки | 6 (20,7%) | 4 (11,8%) | 5 (12,2%) | 14,8% |
Лезгины | 6 (20,7%) | 8 (23,5%) | 4 (9,8%) | 13,2% |
Русские | 3 (10,3%) | 1 (2,9%) | 1 (2,4%) | 3,6% |
Табасаранцы | 2 (6,9%) | 1 (2,9%) | 1 (2,4%) | 4,1% |
Лакцы | 2 (5,9%) | 3 (7,3%) | 5,5% | |
Рутульцы | 1 (2,4%) | 0,9% | ||
Азербайджанцы | 1 (2,4%) | 4,5% | ||
Чеченцы | 1 (2,4%) | 3,2% | ||
Кабардинцы | 1 (2,4%) | 0% | ||
ВСЕГО | 29 | 34 | *41 | 94,2% |
* Учитывалась национальность руководителей правительства, республиканских министров, руководителей агентств, служб, комитетов (данные на начало II-го квартала 2016 года)
Более значительными выглядят диспропорции в национальной структуре органов исполнительной власти республики, если рассмотреть данный вопрос через ведомственную структуру расходов республиканского бюджета (таблица 2).
Таблица 2.
Доля бюджетных потоков республиканского бюджета, по закону о бюджете Республики Дагестан
2009 г. | 2012 г. | 2015 г. | |
Аварцы | 12,23% | 13,25% | 70,79%* |
Даргинцы | 52,98% | 57,35% | 1,08% |
Кумыки | 3,68% | 0,83% | 13,94% |
Лезгины | 14,82% | 20,97% | 3,64% |
Русские | 0,10% | 0,17% | |
Табасаранцы | 6,10% | 0,40% | 1,04% |
Лакцы | 3,19% | 1,40% | |
Рутульцы | 5,20% | ||
Азербайджанцы | 0,36% | ||
Чеченцы | 0,72% | ||
Кабардинцы | |||
)** | 89,91%*** | 95,99% | 98,34% |
* От 32 до 44% расходов бюджета шли через каналы министерства финансов, что связано с выплатой дотаций и субвенций муниципальным бюджетам
** Около 3-6 % расходов бюджета направлялось на финансирование высшего должностного лица, его аппарата, а также аппарата Народного Собрания, Счетной Палаты и судебных органов (в данном .
*** В 2009 году – 3,94% расходов бюджета Дагестана направлялись через МВД Дагестана (аварец)
на финансирование милиции общественной безопасности
В этой связи можно заметить, что в большинство ведомств, которые контролируют бюджетные потоки – более 70%, назначены руководители – аварцы (имеют более 46% мест в правительстве). Несмотря на то, что даргинцы имеют около 10% мест в правительстве, они занимают в основном малозначительные должности – доля контролируемых ими бюджетных потоков снизилась с 57% до 1%. Также значительно снизилось влияние лезгин (с 21 до 3,6% расходов республиканского бюджета). Усилилось влияние кумыкской части правительства (имея около 12% мест они контролируют около 14% бюджетных расходов).
Складывается противоречивая ситуация, когда, например, рутульцы, доля которых в численности населения 0,9%, контролируют больше бюджетных потоков, чем даргинцы и лезгины, доля которых в численности населения составляет более 30%.
Кроме этого, впервые за постсоветский период истории Дагестана должность руководителя Счетной палаты занимает лицо одной национальности с высшим должностным лицом республики.
_______________________________
* От редакции РИА «Дербент»
Более внимательно взглянув на фактический материал, использованный в данной публикации, редакция РИА «Дербент» обнаружила некоторые неточности. В частности, неверно указаны национальности экс-министра образования и науки РД Алексея Гасанова (русский, а не лезгин), экс-министра юстиции РД Азади Рагимова (азербайджанец, а не лезгин), постпред РД при Президенте РФ Изумруд Мугутдиновой (кумычка, а не лачка), министр внутренних дел РД Абдурашид Магомедов (лакец, а не аварец). С учетом этих обстоятельств, а также используя исправленные цифры по количеству руководителей органов исполнительной власти, подсчитанных на основе приложения к статье, представляем вашему вниманию откорректированные данные, оформленные в том же табличном формате, что и у автора исследования.
При этом следует отметить, что основные выводы, изложенные в статье Сергея Дохоляна, редакция считает верными. Откорректированные данные лишь уточняют общую картину, представленную в публикации, но не меняет ее сути.
Таблица 1 (откорректирванный вариант).
Сравнение национального представительства в органах исполнительной власти Республики Дагестан (2009-2015 гг)
Национальность руководителей* | Высшее должностное лицо Республики Дагестан | Доля в численности населения по переписи 2010 года | ||
М.Г. Алиев | М.М. Магомедов | Р.Г. Абдулатипов | ||
Аварцы | 8 (25,7%) | 13 (35,1%) | 18 (43,9%) | 27,5% |
Даргинцы | 6 (18,8%) | 6 (16,2%) | 4 (9,8%) | 16,9% |
Кумыки | 6 (18,8%) | 4 (10,8%) | 6 (14,6%) | 14,8% |
Лезгины | 5 (15,6%) | 8 (21,6%) | 4 (9,8%) | 13,2% |
Русские | 4 (12,5%) | 1 (2,7%) | 1 (2,4%) | 3,6% |
Табасаранцы | 2 (6,3%) | 1 (2,7%) | 1 (2,4%) | 4,1% |
Лакцы | 3 (8,1%) | 3 (7,3%) | 5,5% | |
Рутульцы | 1 (2,4%) | 0,9% | ||
Азербайджанцы | 1 (3,1%) | 1 (2,7%) | 1 (2,4%) | 4,5% |
Чеченцы | 1 (2,4%) | 3,2% | ||
Кабардинцы | 1 (2,4%) | 0% | ||
ВСЕГО | 29 | 34 | *41 | 94,2% |
Таблица 2 (откорректированный вариант).
Доля бюджетных потоков республиканского бюджета, по закону о бюджете Республики Дагестан
2009 г. | 2012 г. | 2015 г. | |
Аварцы | 12,23% | 13,25% | 70,79%* |
Даргинцы | 52,98% | 57,35% | 1,08% |
Кумыки | 3,68% | 0,83% | 13,99% |
Лезгины | 11,43% | 20,87% | 3,64% |
Русские | 3,43% | 0,17% | |
Табасаранцы | 6,10% | 0,40% | 1,04% |
Лакцы | 3,19% | 1,35% | |
Рутульцы | 5,20% | ||
Азербайджанцы | 0,06% | 0,10% | 0,36% |
Чеченцы | 0,72% | ||
Кабардинцы | |||
)** | 89,91%*** | 95,99% | 98,34% |
* От 32 до 44% расходов бюджета шли через каналы министерства финансов, что связано с выплатой дотаций и субвенций муниципальным бюджетам
** Около 3-6 % расходов бюджета направлялось на финансирование высшего должностного лица, его аппарата, а также аппарата Народного Собрания, Счетной Палаты и судебных органов (в данном .
*** В 2009 году – 3,94% расходов бюджета Дагестана направлялись через МВД Дагестана (аварец)
на финансирование милиции общественной безопасности
Эта публикация была опубликована на 28.07.2018 09:05 09:05
Leave a Comment