В среду, 25 мая, Народное собрание Дагестана поддержало внесенный в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который делает необязательным обучение на родных языках в национальных субъектах РФ.
Свое решение депутаты объяснили тем, «что в настоящее время в школах республики выбор при изучении родных языков осуществляется с учетом желания и заявлений родителей или их законных представителей. Таким образом, законопроект закрепит уже сложившуюся практику добровольного изучения родных языков».
Кроме того, было сказано, что «фактически принятие данного законопроекта не отменяет существующего статуса родных языков, они продолжают входить в обязательную часть базисного учебного плана».
Тут уже имеется противоречие. Как можно добровольно изучать предмет из обязательной части базисного учебного плана?
Обратимся к статье 10 республиканского закона «Об образовании в РД»: «В государственных и муниципальных образовательных организациях с русским языком обучения обеспечивается изучение родных языков народов Дагестана как обязательного предмета». Где же тут добровольное изучение?
Теперь посмотрим на изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые предлагают авторы скандального законопроекта №438863-7.
В новой редакции родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка помимо прочего «факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включая родной язык из числа языков народов Российской Федерации и государственный язык республик Российской Федерации». Полужирным выделено то, что депутаты хотят добавить.
Каким же образом этот законопроект «не отменяет существующего статуса родных языков», если родной язык переводится из базисной части в перечень факультативных и элективных предметов, то есть в вариативную часть основной образовательной программы?
Почти все увидели в этом угрозу для родных языков, а Народное Собрание Дагестана – нет.
Обращение о недопустимости принятия этого законопроекта прислал в дагестанский парламент Госсовет Татарстана. Парламенты Кабардино-Балкарии и Калмыкии поддержали своих коллег, а НС РД почему-то – авторов проекта.
Это тем более странно, что даже депутат Госдумы от РД Гаджимет Сафаралиев выступил с резкой критикой законопроекта. В самом Дагестане еще 28 апреля инициативная группа работников общеобразовательных организаций Сулейман-Стальского района обратилась к депутатам Госдумы «с настоятельной просьбой категорически не поддержать законопроект, ущемляющий национальные языки как документ, противоречащий Конституции РФ, не способствующий укреплению целостности нашего государства».
Позже свое обращение с требованием снять данный законопроект с повестки дня Госдумы направили в разные инстанции члены кумыкского общества “Бизин тил” («Наш язык»). А в Хасавюрте 14 мая прошла масштабная акция под лозунгом – защитим родной язык.
Совсем недавно, 21 мая, в Москве прошел круглый стол на тему «Развитие родных языков в системе общего образования: политико-правовые аспекты». Все собравшиеся представители общественности республик России, и не только они, выразили единодушие в том, какую опасность несет принятие скандального законопроекта. В их числе были и дагестанцы. Было принято решение консолидироваться и совместно противостоять антиконституционным поползновениям на статус родных языков и госязыков республик.
И вот на этом фоне дагестанский парламент, принимает полностью противоположное решение, присовокупив к нему свои сумбурные объяснения.
Амиль Саркаров
Эта публикация была опубликована на 25.05.2018 15:37 15:37
Leave a Comment