В Азербайджанской Республике (АР) вновь поднимается старая дискуссия о целесообразности тюркоязычное население страны называть азербайджанцами. На этот раз тему актуализировал Сабит Багиров, экс-президент Государственной нефтяной компании АР.
Багиров выступил с предложением заменить название народа «азербайджанцы» на «тюрки», тем самым будет по его словам восстановлена историческая справедливость, нарушенная сталинской национальной политикой. Более подробно высказался об этом Мубариз Гоюшлю, возглавляющий общественное объединение «Современное развитие», который является сторонником написания в паспортах национальности граждан АР. «Пусть вместо «азербайджанец» там будет написано «тюрк», «талыш», «лезгин» и др.», – предлагает он. Появление подобного материала на ресурсе «Мультикультуральный Азербайджан» (multikultural.az), функционирующем при финансовой поддержке Минкультуры АР говорит о многом.
Возможно, в настоящий момент изучается возможность изменения государственной идеологии АР или этого желают определенные политические силы на самом верху руководства страны. Политический режим АР наследовал концепцию, утвержденную в советское время. Точнее это была сталинская политика, с которой Багиров и призывает покончить. Согласно ей тюркоязычное население Восточного Кавказа получило новое наименование – азербайджанцы. Под таким названием, начиная с переписи 1939 года, они и стали учитываться.
Для утверждения новой социалистической нации искусственно создавалось новая история, в которой показывалась ее непосредственная связь с наследием более отдаленных эпох, еще до прихода на Кавказ тюрок-огузов. Одним из ярких символов азербайджанской нации стал персидский поэт Низами. Это произошло 1938 году, когда развернулась государственная компания по превращению его в азербайджанского поэта, о чем, в частности, упоминается в исследованиях Виктора Шнирельмана.
Таким образом, отход от действующей концепции чреват пересмотром огромного символического ряда, ставшего фундаментом национального самосознания многих азербайджанцев, в котором наряду с Низами находится и Бабек и другие яркие исторические личности. А также отказом от восприятия древних государств, таких, как, Манна, Кавказская Албания, Мидия в качестве азербайджанских политических образований. Возможно, что сторонники тюркской идентичности современных азербайджанцев не собираются идти так далеко, представив то, что раньше называлось азербайджанским, теперь уже тюркским.
Впрочем, и до этого для обоснования связи дотюркского (и доогузского) населения Восточного Закавказья и Северо-восточной части Ирана и их культурного наследия с нынешними азербайджанцами показывалась их якобы тюркское происхождение. Тем не менее, время от времени в интернете появляются материалы, авторы которых призывают своих соплеменников отказаться от иноэтничного наследия, сделав фундаментом национальной идеологии военно-политические достижения тюрок-завоевателей.
Настаивая на смене этнонима, азербайджанские интеллектуалы, однако, не отказываются от азербайджанства как такового. Они оставляют за ним обозначение гражданства, объединяющего тюрок и все остальные народы республики. В материале упоминаются два самых многочисленных из них – талыши и лезгины.
Такой подход мог бы покончить с путаницей, из-за которой в настоящее время бывает непонятно, идет ли речь о гражданах АР, или же о народе, который в советское время получил обозначение азербайджанцы. На самом деле такая путаница нередко носит целенаправленный характер, благодаря чему оба понятия сливаются в одно, что активно используется для дополнительного ускорения ассимиляционных процессов в АР.
Но в таком случае неизбежно актуализируются вопросы о месте других народов в АР, представленности их в правовом поле государства, и даже политической субъектности, не говоря об обеспечении права на пользование национальными языками, сохранении родной культуры. Шесть лет назад национальный вопрос в АР был поднят оппозиционной партией «Мусават», пусть и под специфическим углом. Тем не менее, автор публикации Ядигар Садыгов отметил в ней: «невозможно создать свободный и процветающий Азербайджан, если граждане нетюркского происхождения, число которых по приблизительным оценкам около 1,5 миллиона, будут лишены национальных прав и свобод».
Теперь необходимость изменений национальной политики вызревает в недрах провластных структур. Все это говорит не только о росте актуальности национального вопроса, но и о том, что его становится все сложнее игнорировать. Особенно это касается проблем, народов разделенных госграницей (лезгины, талыши, аварцы, цахуры, рутульцы и др.), которые уже давно вошли в международную повестку. Создатели ресурса «Мультикультуральный Азербайджан» должны чувствовать это особенно сильно, да и название обязывает.
Амиль Саркаров
Эта публикация была опубликована на 25.11.2019 09:26 09:26
Leave a Comment