Полпред по СКФО Александр Матовников во время рабочей встрече с представителями православного и мусульманского духовенства проявил озабоченность происходящими в округе религиозными процессами. Однако акценты, которые были сделаны федеральным госслужащим, наводят на некоторые не совсем оптимистичные размышления.
“У нас есть несколько тревожных факторов, первое – это у нас увеличивается количество неофитов. Неплохо, когда люди принимают веру, но нам важно, для чего они это сделали, истинные у них чувства или нет. У нас определенное количество людей убыло в Сирию, за последние три года это происходило достаточно устойчиво. Из Дагестана, Чечни, Ингушетии, из Ставропольского края тоже есть. Со всех фактически республик у нас есть люди, который туда убыли”, – отметил Матовников.
Почему сам процесс роста числа приверженцев какой-либо религии преподносится как тревожный фактор? Разве 28-я статья Конституции РФ не гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними?
Однако в следующем предложении Матовников себе противоречит, заявляя о том, что принятие веры – это неплохо. К тому же данное высказывание не соответствует статье 14 Конституции РФ, в которой сказано, что РФ – это светское государство. Плохо или неплохо принимать ту или иную религию или отказываться от религиозных воззрений должен решать сам гражданин, а государство не должно вмешиваться в этот процесс, давая разные установки, и, тем более, устанавливать причины религиозного выбора и определять являются ли истинными чувства у верующих людей или нет.
Касаемо отъезда жителей республик в Сирию нет определенности. Ведь борьба с религиозным экстремизмом ведется в соответствии с законодательством страны, в частности Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”.
Более определенно о проблемах, касающихся радикализации общества, особенно молодежи, высказался начальник Главного управления МВД РФ по СКФО Сергей Бачурин. Однако его выступление также вызывает целый ряд вопросов:
“Новообращенные этой категории становятся наиболее мотивированными и фанатично настроенными сторонниками экстремистских и террористических идеологий. Только за первое полугодие установлено 1058 неофитов. Это большая часть граждан, и они не должны быть нам безразличны”.
Какую категорию имел в виду Бачурин? Молодежь? Но тогда почему право всех граждан, в том числе и молодежи, на свободу вероисповедания смешивается с проблемой распространения экстремистских и террористических идеологий? Кем являются установленные неофиты и почему их так тщательно отслеживают, устанавливая точное количество? Если речь идет о переходе в какую-либо религию, то, как можно определить число неофитов с точностью до одного человека? Разве религиозные организации дают такую отчетность государству? Да и новообращенный человек может и не быть членом какой-либо организации. Если же под неофитами подразумеваются экстремисты, то в этом случае надо об этом прямо говорить. Иначе возникают ложные ассоциации, из-за которых каждого новообращенного фактически нужно ставить на специальный учет как потенциального экстремиста. Из всего вышесказанного также следует, что, по сути, оба чиновника свои опасения связывали именно с приверженцами ислама.
Дальнейшая речь Матовникова вызывает еще больше вопросов:
“Влияние духовных лидеров, имамов и священников очень важно, потому что нам надо понимать, какие мотивы у людей, которые в той или иной ситуации принимают решение, и от истинных, правильных системных позиций уходят на несистемные вопросы. Это касается и нетрадиционного ислама, и участия в незаконных вооруженных формированиях, и по нашей православной линии тоже бывают моменты, когда что-то толкает людей на то, чтобы изменить отношение к сегодняшнему дню и поменять свои жизненные принципы”.
Что такое «истинные, правильные системные позиции»? Кто их определяет и почему это хорошо? И что имеется в виду под «несистемными вопросами»? Что собой представляет «нетрадиционный ислам» и почему он связан с «уходом на несистемные вопросы»? Почему вообще поднимается вопрос «изменения отношения к сегодняшнему дню и смены жизненных принципов»? Как воспринимать высказывание «наша православная линия» из уст чиновника? Что это за деление на «наши – не наши»?
Разве весь этот букет выражений, высказанный госслужащими укладывается в конституционное поле, в частности, включающее положение о том, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Тем не менее, возникает вопрос о том, является ли сказанное позицией самого полпреда или же данные установки ему были предложены членами его аппарата. Александр Матовников – боевой генерал, прослуживший 30 лет в «Альфе», имеющий заслуги перед страной, а в числе множества его наград – звание «Герой РФ». В своей области он является профессионалом, высоко оцененным Президентом России, поручившему Матовникову самый сложный в стране федеральный округ.
Несмотря на то, что северо-кавказский регион ему знаком (в частности, он принял участие в обеих чеченских войнах), деятельность государственных гражданских служащих требует более широких профессиональных знаний и опыта. Матовников только в июне этого года приступил к своим обязанностям, поэтому ему было непросто разобраться со всей разнообразной административной работой на своем новом посту.
Однако в полпредстве имеется довольно внушительный аппарат, включающий в себя заместителей, помощников и федеральных инспекторов в субъектах, входящих в СКФО, а также около десяти координационных и совещательных органов, функционирующие с 2010 года. Не говоря уже о прикрепленных к полпредству профильных институтов и экспертных центров.
Поэтому выступление Матовникова должно было базироваться на тех материалах и установках, которые ему преподнесли данные структуры. Скорее всего, окружение Матовникова подставило своего руководителя, сформулировав для него идеологические установки, противоречащие Конституции страны. Заместителям и помощникам полпреда, наоборот, следовало исключить из выступления своего руководителя сомнительные клише и формулировки, демонстрирующие личное отношение к той или иной религии.
А данные идеологемы и целевые установки (противоречащие положениям Конституции РФ) при желании их носители могли бы озвучивать на круглых столах, в экспертных кругах, но не преподносить их полпреду уже в готовом виде, совершенно несоответствующем деятельности госслужащего.
Амиль Саркаров
Фото: http://www.skfo.gov.ru
Эта публикация была опубликована на 29.09.2018 11:55 11:55
Leave a Comment