Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Проект Стратегии-2035 и закон о Стратегии-2025 для Дагестана: “Было гладко на бумаге…”

Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан опубликовало 5 апреля итоги второй экспертной сессии «Диагностика и определение ключевых проблем», прошедшей 21-22 марта 2019 года в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2035 года. Они представлены в виде перечня ключевых проблем в 8 отраслях и направлениях развития региона. Важность решения изложенных проблем очевидна, поскольку с большинством из них дагестанцы сталкиваются чуть не ежедневно.

Вместе с тем никто не отменял закон РД от 15 июля 2011 года “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2025 года”. В нем есть разделы, в которых изложены “характеристики ключевых внутренних и внешних возможностей и ограничений развития” региона. Перечисленные в документе факторы, ограничивающие развитие, по сути, означают основные проблемы, которые власти должны решать.

Между тем сравнение перечней проблем в обеих стратегиях по 2 направлениям развития показывает различие политико-правовых подходов разработчиков стратегий к пониманию и решению проблем Дагестана.

Человеческий капитал

По направлению “человеческий капитал” в проекте Стратегия-2035 перечислены, к примеру, следующие ключевые проблемы развития Дагестана.

1. Качество образования.
2. Доходы и рабочие места для населения. Проблема бедности. Вывод экономики из тени.
3. Доступность здравоохранения: транспортная, первичная медико-санитарная помощь,
эффективность расходования средств ТФОМС.
4. Учет демографического прогноза при планировании инфраструктуры.
5. Комплекс проблем развития среднего профессионального образования: материальная база, интеграция со школами и вузами, профориентация, качество образовательных программ, связь с отраслями экономики.
6. Внимание к людям с ограниченными возможностями.
7. Проблемы материнского и детского здоровья.
8. Кадры для человеческого капитала (отраслей социальной сферы).
9. Разнообразие развития спорта.

Трудно не согласиться с тем, что изложенные экспертами проблемы реальны и важны для дальнейшего развития республики. Более того, можно согласиться и с их ранжированием по степени значимости.

Однако в Стратегии-2025 по этому же направлению “человеческий капитал” проблемы изложены несколько по-другому. Перечислим их в утверждённом порядке. Сначала — внутренние факторы, ограничивающие развитие.

1(69). Дефицит и недостаточная квалификация управленческих кадров.
2(70). Низкий уровень культуры и технологий управления.
3(71). Недостаточный кадровый потенциал республики для решения амбициозных задач.
4(72). Низкая обеспеченность техническими специалистами среднего звена.
5(73). Дефицит дошкольных и специализированных образовательных учреждений.
6(74). Низкий средний уровень заработной платы, снижающий престиж большинства квалифицированных специальностей.
7(75). Межотраслевая дифференциация уровня заработной платы.
8(76). Отток сельского населения в города.
9(77). Отрицательное сальдо миграции с соседними регионами.

К ним добавлены следующие внешние ограничители развития.
1(19). Отток квалифицированных кадров.
2(20). Низкий уровень номинальной заработной платы по сравнению со средним по России и с регионами СКФО.
3(21). Отрицательное миграционное сальдо республики.

Из сравнения видно, что в проекте Стратегии-2035 формально изложен более широкий круг отраслей, относящихся к понятию “человеческий капитал”. В то же время проблемы изложены так, будто государство имеет достаточно ресурсов, которые должны быть направлены на перечисленные направления и сферы.

В Стратегии-2025, напротив, акцент сделан на проблемах качества управления и подготовки квалифицированных кадров. Это более прагматический подход, который увязан также с миграцией и движением кадров. Можно назвать это предпринимательским пониманием роли государства, в котором акценты сделаны на экономической эффективности управления, а также стимулировании специалистов и рабочей силы. Прагматичность подходов проявляется и в классификации ограничивающих факторов по разделам “рынок”, “административный капитал”, “реальный капитал”, “финансовый капитал”.

Индустриальное развитие

Ещё один блок ключевых проблем развития Дагестана в проекте Стратегии-2035 отражён в разделе “индустриальное развитие”. В нём выделены общие и региональные проблемы в следующем порядке.

Ключевые общие проблемы

1. Износ основных фондов.
2. Нехватка квалифицированных кадров.
3. Отсутствие портфеля заказов для большинства промышленных предприятий.
4. Низкий уровень развития малого и среднего бизнеса в отраслях промышленности.

Региональные проблемы

1. Отсутствие развитой кредитно-финансовой системы в регионе и доступа к кредитным ресурсам.
2. Низкая доля производства законченного промышленного продукта. Недостаточный уровень кооперации.
3. Институциональные барьеры.
4. Недостаточный уровень развития и использования инструмента ГЧП.
5. Отсутствие мощностей по хранению и переработке с/х продукции, неразвитость пищевой промышленности. Отсутствие логистических центров.
6. Не легализованная легкая промышленность.
7. Недостаточно развитые управленческие компетенции на предприятиях.Как видно в этот раздел попали проблемы квалифицированных кадров и качества управления, но изложены они в более мягкой форме, чем в разделе “человеческий капитал” Стратегии-2025. С этим перечнем проблем также трудно не согласиться. Особо не возразишь и по их иерархии по степени важности их решения, отражённой в нумерации.

В Стратегии-2025 проблемы развития Дагестана в сфере индустрии изложены в виде ограничивающих внутренних и внешних факторов, размещённых в разных разделах. Так, разделе “рынок” в п. 6 указано: “Неполная загрузка предприятий оборонно-промышленного комплекса республики”. А в п. 7 говорится: “Недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции”.

В разделе “реальный капитал” в п. 21 отмечена проблема “высокий уровень износа основных фондов и их неэффективное использование”, в п. 23 — “недостаточное количество инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок”, а в п. 24 — “отсутствие частных инвестиций в высокотехнологическое производство”.

Раздел “финансовый капитал” включает общие для экономики ограничивающие развитие факторы, но некоторые из них наиболее остро проецируются на проблемы индустриального развития. П. 41 сообщает, что в республике “недостаток собственных финансовых ресурсов”, п. 43 говорит, что в Дагестане “недостаточная развитость привлечения инвестиций”, п. 44 — что в регионе наблюдается “отсутствие правовой защиты инвестиций”. В качестве внешнего ограничительного фактора п. 11 отмечена “низкая оценка инвестиционной привлекательности региона”.

Ряд аналогичных проблем указан и в разделе “инновационно-технологический потенциал”.

Из сравнения проблем, изложенных в стратегиях, видно, что часть из них совпадают. Например, это касается износа основных фондов, отсутствие портфеля заказов, недостатка финансовых ресурсов и качества продукции, институциональные барьеры.

Но если в Стратегии-2025 больше говорится о проблемах в механизмах развития, то в проекте Стратегии-2035 — о проблемах развития отдельных подотраслей промышленности.

Итого

На примере направлений “человеческий капитал” и “индустриальное развитие” видно, что пока сформированный экспертами перечень ключевых проблем развития Дагестана в проекте Стратегии-2035 выглядят набором правильных, но достаточно известных тем. А проведение сессий во многом носит научно-познавательный характер для её участников.

В отличие от проекта Стратегии-2035, документ по Стратегии-2025 содержит проблемы в сфере управления процессами развития. Более того, в Стратегии-2025 прямо указано, что мешает “коррупция в органах государственного и муниципального управления”, “высокая доля теневой экономики”, “административные барьеры, демотивирующие субъекты предпринимательской деятельности проводить легализацию бизнеса”, “отсутствие системного подхода к управлению экономикой и концентрированной ответственности органов власти за развитие экономических комплексов”.

В соответствии с указанными проблемами авторы Стратегии-2025 разработали и соответствующий комплекс целей и задач. Однако решение программных задач носило либо ограниченный, либо имитационный характер. Поэтому закон о Стратегии-2025 не потерял актуальности и выглядит более привлекательным для достижения целей инструментом, чем подходы, вырисовывающиеся из материалов проекта Стратегии-2035.

Если сравнить то, что еженедельно обсуждается на совещаниях по оперативным вопросам у Главы Дагестана Владимира Васильева, то можно заметить, что они соответствуют большинству обозначенных в стратегиях проблем. Но в отличие от прежних времён и порядков контроль над реализацией госпрограмм РФ и РД позволил повысить количество и качество построенных и отремонтированных объектов. И воровства бюджетных денег стало меньше.

Вместе с тем, около трёх сотен локальных улучшений в виде новых или отремонтированных школ, больниц, спортзалов, автодорог, водопроводов и водоводов не решают тысячи накопившихся проблем. Кроме того, позитивные впечатления смазываются пенсионной реформой и ростом цен на товары и услуги, который опережает рост зарплат, пенсий и пособий.

На этом фоне стало больше критики властей в СМИ и социальных сетях интернета, которая в Дагестане, однако, направлена в основном не в адрес федеральных властей, а региональных. При этом правдивая информация перемешивается с огульными бездоказательными обвинениями, преувеличенными недостатками, завышенными претензиями к Владимиру Васильеву и премьер-министру Артёму Здунову. Основой для выражения недовольства стали, увы, объективные факты и взвешенные критические замечания экспертов, которые критиканами искажаются и преподносятся как свои выводы. И затем их повторяют другие. Наиболее яркий пример – это повторение неоднократно опровергнутой информация о неиспользованных 10 млрд рублей из республиканского бюджета в 2018 году, которые якобы безвозвратно ушли в федеральный бюджет.

Поэтому начинаешь понимать, почему руководство Дагестана не хочет говорить о проблемах и недостатках в работе властей и заполняет информационное пространство подробными отчётами об успехах и прекрасных планах на будущее. В этом же контексте идёт, похоже, и формирование проекта Стратегии-2035.

Однако такой подход может приблизить нас к повторению сценария, который образно выражен в пословице: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить»!  


Эдуард Уразаев

Эта публикация была опубликована на 10.04.2019 16:53 16:53

Посмотреть комментарий (5)

  •  Невозможно предугадать, что  ждет нас завтра, а тут гадают, каким будет Дагестан в 2035 году. Правда, задание  само по себе не трудное и безответственное, такое же, как  Молла  Насреддин взялся за 20 лет  за плату научить  шахского ишака  Коран читать. Как говорил  Насреддин,  за это время или ишак, или шах, или он сам умрет.

  • Только в Дагестане такое может быть, что программу развития республики пишут люди которые ни одного дня не работали в реальном секторе экономики да и в бизнесе.

    Почитайте биографии Васильева, Здунова, Иванова, Гусейнова и Хасбулатова, одни паркетные чиновники и теоретики)))(((

    Вот пройдет максимум три-четыре года, дагестанцы по всему белому свету будут искать авторов "программы-2035" и вряд-ли они их найдут.

  • До проекта Стратегии-2035 действительно далеко, а может проекта и не быть. Инициаторы должны были опубликовать для обсуждения доктрину стратегии, без нее обсуждать нечего, переливают из пустого в порожнее уже год. Минэкономики совсем квалификацию потеряли.

  • Наличие в названии статьи слов "Проект Стратегии-2035" вводит в заблуждение. Это всего лишь итоги второй сессии, на которой, судя по материалу Минэкономики РД, обсуждалась проблематика в обозначенных сферах с возможным их ранжированием по важности. До проекта стратегии еще очень далеко и участникам будущих сессий еще предстоит непростая работа, в том числе по более глубокому осмыслению материалов прошлых сессий. В то же время, им надо прислушаться к обоснованной критике на каждом этапе разработки стратегии, в том числе и к разумным доводам Э.Уразаева. 

     

  • Посыл сей статьи под авторством гражданина Уразаева понятен: не нужно предъявлять завышенные претензии к Васильеву и Здунову - люди делают, что могут. Согласен, не стоит ждать от ишака, что он волшебным образом станет арабским скакуном, но... Но "около трёх сотен локальных улучшений в виде новых или отремонтированных школ, больниц, спортзалов, автодорог, водопроводов и водоводов" я бы на месте автора не стал бы ставить в существенную заслугу представителям исполнительной власти - это их непосредственная обязанность, они, как это не банально звучит, за это зарплату получают. Ну а кроме этих так называемых локальных улучшений что? Да по большому счету в общем то ничего. И это печально.

Leave a Comment