Логичность заключается в том, что врио главы Дагестана Владимир Васильев за прошедшие 10 месяцев правления завоевал определённый авторитет дагестанцев и представляет партию “Единая Россия”, а заместители Председателя Народного собрания РД Камил Давдиев и Махмуд Махмудов являются одновременно руководителями региональных отделений партий “Справедливая Россия” и КПРФ, имеющих свои фракции в республиканском парламенте. То есть формально представлен почти весь политический спектр мнений дагестанцев, отражённый в итогах голосования на выборах депутатов Народного собрания РД в сентябре 2016 года.
Однако дагестанцы помнят, что выборы те прошли со скандалами и завершились негативной оценкой руководства республики со стороны Центральной избирательной комиссии РФ. Поэтому формальная сторона не соответствует реальной. И дело не только в том, что не все мнения будут представлены, а в отсутствии реальной политической конкуренции, которая, как известно, по теории и практике является двигателем прогресса. Во-первых, политический вес и авторитет Махмудова и Давдиева не высок. Во-вторых, они не смогут или не рискнут предложить парламенту и дагестанскому народу сколь-либо развёрнутую программу действий и не будут вскрывать ошибки и серьёзно критиковать деятельность врио главы Дагестана.
В то же время завоевать авторитет Васильеву было вроде просто, поскольку экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов настолько себя дискредитировал, что после него почти любой здравомыслящий человек выглядел бы лучше. Но тут дело осложнилось тем, что впервые с 1948 года центральная власть назначила руководителем Дагестана “варяга”. И очень важно было выбрать нужный тон разговора с местной политической (безоценочно) элитой и вести себя в соответствии со сложившимися проблемами и необходимостью их решения.
Следует признать, что Владимиру Васильеву удалось аккуратно, на основе морали и закона, провести масштабную антикоррупционную кампанию и снизить уровень хищений бюджетных средств на региональном уровне, залатать дыры в республиканском бюджете на 2017 год в 4 млрд рублей и увеличить его на 2018 -й на 8 млрд, повысить исполнительскую дисциплину среди чиновников, начать наводить порядок в госимуществе и земельных отношениях, увеличить финансирование по линии федеральных государственных и целевых программ и обеспечить строительство дополнительных школ и больниц, беспрецедентно мобилизовать более 2 тысячи работников ПАО “Россети” со всей страны на замену и ремонт электрооборудования и электросетей аж на 1,5 млрд рублей. Улучшению психологической атмосферы способствовало то, что со страниц государственных СМИ исчезла бесконечная реклама мнимых и некоторых отдельных успехов правления Абдулатипова, исчезло давление на негосударственные СМИ.
Вместе с тем, некоторые местные эксперты и обозреватели считают недостаточной борьбу с криминалом во власти и, особенно, в правоохранительных и муниципальных органах, увлечение рекламно-политическими мероприятиями в ущерб серьёзному анализу и корректировке социально-экономических госпрограмм, принятии более компетентных решений. Так, вместо корректировки существующих программ, рассчитанных на ближайший период и до 2024 года, и Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 года, команда Васильева проводит стратегические сессии для разработки Стратегии-2035 тогда, когда страна ещё не имеет программы развития до 2024 года в соответствии с майским 2018 года указом Президента России и когда возможности федерального бюджета непредсказуемо зависят от цен на нефть и всё новых санкций.
Кроме того, стратегические сессии представляют собой разновидность деловых игр, на которых путём коллективного мозгового штурма хотя и расписывается наборы направлений и необходимых мероприятий, а также обозначаются ресурсы для реализации, но это остаётся набором хороших идей из учебников и благих пожеланий.
Много вопросов по кадровым решениям или отсутствии оных, по перекосу в этническом представительстве среди руководителей, по демонстративным задержаниям подозреваемых дагестанских чиновников с видео и фото унизительного характера, что порождает подозрения в тенденциозности и национализме представителей правоохранительных органов и федеральных СМИ.
Рекламируются кадровые конкурсы, которые, судя по заявлению врио главы Дагестана на стратегической сессии 18 августа, помогут “обновить органы власти и сформировать новую команду управленцев для эффективного решения проблем, имеющихся в регионе”.
Однако по итогам первого конкурса, в котором приняли участие почти 1 100 человек, отобрали лишь 61, из которых назначены на вторые-третьи роли 15 человек. Тогда как в Дагестане более 10 тысяч чиновников. И это обновление?
Не хватит кадров и из резерва конкурса “Мой Дагестан”, поскольку в финальную часть вышло лишь 233 претендента и это капля в море.
Помимо количественного несоответствия формируемого резерва потребностям обновления кадров, есть также проблема качества и наличия настоящего управленческого опыта у сформированного и формирующегося сейчас кадрового резерва. Это почувствовал и сам Васильев, не рискнувший назначить на серьёзную должность кого-либо из победителей первого конкурса и предложивший им поработать на должностях среднего уровня с испытательным сроком.
Такая же проблема возникает и с составом финалистов конкурса “Мой Дагестан”, поскольку эссе и дистанционное тестирование управленческого потенциала преимущественно отсеяло “практиков” и способствовало прохождению в финал “теоретиков”, то есть людей соображающих и амбициозных, но не имеющих должного жизненного и управленческого опыта.
Всё эти замечания очень важно было бы высказать кандидатам на должность главы РД на сессии Народного собрания РД 9 сентября, чтобы Васильев и его команда прислушалась к разумным советам в публичном дискуссионном политическом поле. А иначе опять будут кулуарные решения в сочетании с рекламой позитивных новостей и ручного управления. Но мы это уже проходили…
Эдуард Уразаев
Эта публикация была опубликована на 20.08.2018 09:54 09:54
Leave a Comment