Тем не менее, в его докладе и ответах на вопросы прозвучало немало информации по региональной финансово-экономической политике федеральных властей. Прямо о Дагестане ничего сказано не было, но выводы напрашиваются из сравнения цифр и проекции планов Правительства России на социально-экономические особенности республики.
Реестр малообеспеченных
Первый же тезис премьер-министра вызывает размышления в применении к Дагестану: “Сегодня в России почти 19 миллионов человек, которые бедны. Это означает, что 19 миллионов человек живут так, как жить не должны. При этом бедность, конечно, тоже разная, её причины у каждого свои, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, искать свои методы работы и смотреть ещё и на расходы семьи, а не только на доходы, как мы подчас это делаем. И тогда поддержка от государства будет по-настоящему адресной, а именно такая поддержка и нужна. Мы эту работу начали, создаём так называемый реестр малообеспеченных семей. В нём будет максимально полная информация о тех, кому нужна помощь государства. Пилотный проект запустили в восьми регионах“.
Очевидно, что создание реестра малообеспеченных семей направлено на отсечение тех, кто формально получает мало доходов, но расходы выше, что связано с неофициальными доходами. В Дагестане, с его репутацией региона с высоким уровнем теневой и серой экономики, это должно привести к сокращению тех, кто получает социальную поддержку от государства, с одной стороны.
С другой стороны, в республике, не смотря на самый низкий уровень средней заработной платы среди российских регионов и отставании в уровне среднедушевых доходов населения, уровень бедности по итогам 2018 года составил 10,6%, притом, что по России в целом – 13,2%! И это при среднем уровне зарплат в стране в январе 2019 года 42,13 тысячи рублей (округлённо), тогда как в Дагестане – 24,1 тысячи. То есть в 1,75 раза выше среднедагестанского уровня! И поскольку зарплаты являются основным источником доходов, то, соответственно, доля бедных по России должна бы быть меньше, чем в Дагестане!
Понятно, что прямой связи уровня средней зарплаты с уровнем бедности нет, так как распределение групп работающих по уровням зарплат может быть разным. Но и столь вопиющее несоответствие маловероятно.
Что касается среднедушевых доходов населения, то они складываются не только из зарплат, но также из пенсий, пособий, процентов от вкладов, акций, владения собственностью, выигрышей в лотерею и заработков от не регистрируемых видов деятельности. При этом подсчёт ведётся по доходам не только работающего, но и неработающего населения.
По данным органов статистики, уровень доходов населения на душу населения в Дагестане в 2018 году составил 27,8 тысячи рублей, тогда как по России в целом – 32,6 тысячи. То есть и по этому показателю можно предполагать большую по сравнению со среднероссийским уровнем долю бедных, хотя разрыв в уровнях не так велик как разрыв в зарплатах.
К этому надо вспомнить и о средних размерах пенсий. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в 2019 году в среднем по России на тысячу рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тысячи рублей. В Дагестане она выросла до 12,4 тысячи.
Но Дагстат ранее критиковался экспертами за недостаточную обоснованность данных об относительно высоком уровне доходов населения республики, получаемых в сфере неформальной деятельности граждан. В первую очередь эти доходы связаны с теневой и серой экономикой, а их размеры определяются оценочным путём! В результате, по итогам 2017 года жители Дагестана имели средний денежный доход в 29,8 тысячи рублей и опередили по этому показателю своих соседей по Северо-Кавказскому федеральному округу на 6-13 тысяч!
Но размеры оплаты труда в теневом и сером секторах экономики вряд ли такие высокие, чтобы расчёты приводили к таким относительно высоким доходам! Вероятно, что в связи с приходом к власти в республике команды Владимира Васильева в 2017 году и процесса обеления экономики, а также корректировки Дагстатом методики подсчётов, параметры “других доходов” населения, куда включены доходы в сфере теневой и серой экономики, несколько снизились. Впрочем корректировка методики подсчёта доходов населения начата Росстатом и на федеральном уровне после серьёзной критики её экспертами.
В Дагестане доля бедных ниже среднероссийского уровня, вероятно и потому, что многие семьи из-за бюрократической волокиты не оформляют документы на получение социальной поддержки государства. Проблема ещё и в том, что предложение Медведева, по сути, очистить ряды получающих социальную поддержку путём отслеживания не только доходов, но и расходов семей, может потребовать такого числа контролёров, содержание которых обойдётся дороже, чем потенциальная экономия от создания реестра.
Возможно, что премьер-министр надеется на тотальную цифровизацию экономической и социальной сфер, позволяющей обеспечить полный контроль за доходами и расходами каждого гражданина. Но тотальная цифровизация сталкивается с проблемами покушения на право неприкосновенности частной жизни и бюрократизации всей жизни общества, по которым идут острые дискуссии.
Подхватил эту тему и Глава Дагестана Владимир Васильев, который 18 апреля на Форуме Общественной палаты (ОП) РФ “Сообщество” по теме “Экономика труда. Рабочие места. Занятость” заявил: «Наша задача сейчас — бороться с коррупцией, с теневой экономикой и поддерживать процесс легализации бизнеса – направлять деньги, которые раньше шли на обогащение, на выравнивание разрыва между необоснованно богатыми и недопустимо бедными».
Такой подход перекликается с предложением Дмитрия Медведева, но Владимир Васильев ориентирован не на экономию расходов бюджета для покрытия расходов на национальные проекты, а на перераспределение финансовых потоков от богатых к бедным.
Таким образом, пытаясь смягчить рост недовольства населения снижением реальных доходов, власти на федеральном и региональном уровнях говорят о планах установления более справедливого распределения бюджетных средств и адресной социальной поддержке. Однако насколько они будут успешными – большой вопрос. Особенно в Дагестане, где ситуация запутаннее, чем в других регионах.
Найти свою нишу в экономике
Значительное место в докладе Председателя Правительства России заняли вопросы региональной политики. “Регионы живут очень по-разному, есть богатые, есть совсем небогатые. Главная цель – помочь каждому региону найти внутренние точки роста, и мы в Правительстве рассчитываем на очень плотную, уважаемые коллеги, с вами работу.
Именно на эти цели как раз и нацелена Стратегия пространственного развития, которая была принята и которая должна создать такие условия, чтобы каждый регион нашёл свою нишу в экономике нашей страны. Проект плана конкретных мероприятий по стратегии сейчас прорабатывается вместе с регионами и должен быть внесён в Правительство в ближайший месяц“, – указал Дмитрий Медведев.
То есть ставятся две ключевые задачи. Первая – найти внутренние точки роста. Но в Дагестане они давно определены. Если понимать точки роста как локальные объекты, то это, например, Махачкалинский морской порт и Дербент как туристический центр.
Если понимать чуть шире, то речь о транспортно-логистическом кластере, агропромышленном комплексе, туризме и производстве строительных материалов. Эти отрасли, хоть и небольшими шагами, получают развитие благодаря бюджетным и частным инвестициям. И для большего прогресса нужны установление правового режима и рост объёма инвестиций.
Вторая задача регионов – найти свою нишу в экономике нашей страны. Но перечисленные точки роста в Дагестане, как признавалось многими экспертами и чиновниками, смело можно считать своей нишей в экономическом разделении труда и специализаций в масштабах страны. Так что и с этой “колокольни” дело лишь за организационными усилиями властей, финансовыми ресурсами, соблюдением закона предпринимателями и контрольно-надзорными органами.
Однако практика показывает, что бюджетная и налоговая политика, централизация управления и другие внешние и внутренние факторы сдерживают развитие экономики по всей стране. И планы решить проблему развития регионов путём простого перераспределения ресурсов и концентрации их «на внутренних точках роста» в рамках национальных проектов, как сообщил Медведев, имеет небольшие перспективы.
Для Дагестана помимо “тормозов” общего характера выявился ещё один сдерживающий фактор, понятный после следующей информации Председателя Правительства России: “Но, конечно, основная работа по развитию территорий пойдёт в рамках национальных проектов. Они полностью должны быть заточены под специфику конкретного региона, в них определены контрольные показатели. В этом году на национальные проекты в регионах запланировано около 600 млрд рублей. Я обращаю внимание на то, что мы тоже никогда ранее не делали, но что очень важно, поскольку по-другому невозможно: в некоторых случаях мы будем софинансировать регионам 99% расходов. И это единственный способ эти проекты выполнить“.
То, что 99% софинансирования берёт на себя федеральный бюджет, конечно, здорово. Но из 600 млрд рублей, направляемых в регионы, лишь 14 млрд идут в Дагестан! Если исходить из расчёта на душу населения, то пропорция соблюдена – на 2,06% населения страны приходится 2,33% от суммы софинансирования национальных проектов в регионах.
Но, учитывая отставание республики от большинства регионов по уровню социально-экономического развития, 14 млрд – это немного и слабо решает основную задачу Стратегии пространственного развития – выравнивание регионов. Так что для того, чтобы не жить иллюзиями, остаётся за благими намерениями и обещаниями властей стараться увидеть более реальную картину.
Итого
В докладе Дмитрия Медведева обозначены, как и в февральском Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ, несколько направлений социальной поддержки различных групп населения. Для Дагестана наиболее весомыми представляется помощь как материнству в целом, так и многодетным матерям, в частности.
Определённые возможности дают также планы Правительства России по поддержке промышленности, в том числе предприятиям оборонного комплекса, и развитие международного транспортного коридора “Север-Юг”, создающего перспективы инвестиций в морские порты, железные и автомобильные дороги.
“Туризм остаётся наиболее перспективной отраслью экономики Северо-Кавказского округа”, – заявил премьер-министр.
Вместе с тем, значительная часть планов Правительства России отразятся на Дагестане лишь косвенно и в малой степени. Уж слишком много забот и проблем у страны. Тем важнее рационально использовать появляющиеся возможности.
Эта публикация была опубликована на 22.04.2019 11:11 11:11
Leave a Comment