Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Новый учебный план: родным языкам – минимум, а госязыкам республик – ничего

Минобрнауки* России разработало примерный учебный план начального (1-4 классы) и общего (5-9 классы) образования, рассчитанный на 5-ти дневную неделю. Согласно документу, имеющемуся в распоряжении РИА «Дербент», на изучение родного языка и литературы выделяется по одному часу в неделю для всех классов (в 9-м классе родной литературы не будет).

* Речь идет о нынешнем министерстве просвещения. Вероятно, документ был подготовлен до разделения Минобрнауки РФ на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.

В то же время русский язык будет изучаться 4 часа (в 8-м классе – 3 часа), столько же часов выделяется согласно учебному плану на литературное чтение в начальных классах (в 4-м классе – 3 часа). С 5-го по 8-й классы нагрузка по дисциплине русская литература составит 2 часа, в 9-м классе – 3 часа. На изучение иностранного языка в начальной школе предусмотрено 2 часа в неделю (кроме 1-го класса), с 5-го по 7-й класс – 3 часа, а в 8-м и 9-м – снова 2 часа, но с 6-го классе появится второй иностранный язык в объеме 1 час в неделю.

В итоге, с 1-го по 9-й  мы имеем учебную нагрузку по филологическим дисциплинам: русский язык – 35 часов, русская литература и литературное чтение – 26 часов, иностранные языки – 23 часа, родной язык – 9 часов, родная литература – 8 часов. Если учесть тот факт, что теперь русский язык модно называть родным, то определенная (возможно и подавляющая) часть учащихся и их родителей, ориентируясь на подготовку к ЕГЭ, предпочтет изучать в качестве родного языка не язык своей национальности, а русский. То есть количество часов русского языка и литературы в таком случае составит 44 и 34 часа соответственно, а на языки народов России и литературу – 0 часов.

При этом как будет обеспечиваться функционирование госязыков республик в органах госвласти органах местного самоуправления и госучреждениях (68-я статья Конституции РФ) и вовсе непонятно, так как изучение государственного языка республики новыми учебными планами не предусмотрено вовсе – такого предмета там попросту нет. Примечательно, что в сопроводительном  письме отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента  государственной политики в сфере общего образования  Минобрнауки России (имеется в распоряжении редакции РИА «Дербент») о госязыках республик говорится, но они указаны наряду с родными языками народов РФ (то есть вне своего статуса).

Кроме того, в тексте письма указано:

«По выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» основной образовательной программы начального общего образования изучаются модули: основы православной культуры, основы буддийской культуры, основы светской этики в пределах возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Почему-то основы мусульманской культуры из данного списка выпали.

Данное письмо Минобрнауки России рассылает в субъекты федерации вместе с материалами для организации обсуждения в образовательных и научных организациях. В их числе: проект предметных результатов освоения учебных предметов предметной областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература», проекты учебных планов, разработанные в рамках заседания рабочей группы Минобрнауки России.

В  сопроводительном письме указана просьба до 2 июля 2018 года присылать свои предложения и замечания по внесению изменений в нормативные правовые акты и предложения по внесению изменений в действующие ФГОС начального общего и основного общего образования и в приказы Минобрнауки России.

Попытки РИА «Дербент» связаться с Минобрнауки по указанному в письме телефону не увенчались успехом. Однако по словам общественного деятеля, члена Республиканского совета комиссии башкирских родителей в Республике Башкорторстан Тимура Мухтарова, он смог дозвониться и переговорить с представителем Минобрнауки. Они были удивлены тому, что общественность оказалась проинформирована об этом письме. Мухтарову указали, что он использовал «ворованную информацию, которая пока официально не рассылалась». На вопрос о том, что данное письмо должно официально поступить в Минобразования субъектов федерации, ответ не был дан, хотя до 2 июля осталось меньше недели.

Ранее РИА «Дербент» информировало, что депутаты Госдумы России в первом чтении приняли скандальный законопроект об изучении родных языков, согласно которому обучение родных языков из обязательного станет добровольным, выбор предоставляется родителям и ученикам. Изучение родных языков  становится факультативным. «За» проголосовало 373 депутата (82,9%), 73 (16,2%) – не голосовали, 1 (0,2%) – воздержался, «против» проголосовало всего 3 депутата (0,7%). Все депутаты, представляющие в Госдуме РФ Дагестан, проголосовали «за». Против оказался лишь Ризван Курбанов, представляющий в ГД Крым, Калининград и Севастополь.

Напомним также, что депутаты Народного собрания Дагестана выступили в поддержку внесенного в Госдуму РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который делает необязательным обучение на родных языках в национальных субъектах РФ. По итогам состоявшегося 23 мая заседания парламента республики с участием членов кабмина РД и Общественной палаты РД под началом спикера НС РД Хизри Шихсаидова было принято официальное решение поддержать принятие скандального законопроекта. Такая позиция республиканского парламента вызвала эмоциональную реакцию общественности Дагестана, жестко раскритиковавшей решение народных избранников.

Мы также сообщали, что педагоги Сулейман-Стальского района РД обратились к депутатам Госдумы РФ от Дагестана Гаджимету Сафаралиеву и Абдулгамиду Эмиргамзаеву с призывом не поддерживать законопроект об отмене обязательного изучения родных языков, являющийся, по их мнению, антиконституционным и приводящий к ущемлению роли родных языков.

Кроме того, что в Ассоциации преподавателей лезгинского языка заявили о том, что они готовят официальное обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина с просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся с родными языками республики. В своем обращении они предлагают лишить депутатской неприкосновенности депутатов НС РД принявших закон, а инициаторам из Государственной Думы РФ запретить въезд в Дагестан сроком на 5 лет.

Общественность Татарстана, реагируя на итоги недавнего голосования, выступила с требованием отозвать депутатов Госдумы от республики, которые поддержали данный законопроект.

РИА «Дербент» посвятило серию материалов данной острой и важной теме.

 

Мурад Селимов

Эта публикация была опубликована на 28.06.2018 08:56 08:56

Посмотреть комментарий (5)

  • Как же плохо вы поступили,проголосовав этот законопроект. Вы же уничтожаете все то , что вам было привито с молоком матери. Родной Язык - это язык матери. Теперь я знаю за кого мы голосовали. Предавшие мать родную ,предадут и родину свою.

  • Читая статью складывается впечатление, что русский язык не может быть родным (потому-что понятие родной язык в ней противопоставляется понятию русский язык)

  • 32 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКА В ДАГЕСТАНЕ  ПЛЮС ЕЩЕ РУССКИЙ, ПЛЮС И АНГЛИЙСКИЙ .КАК  МИНИМУМ 35 ЯЗЫКОВ НАДО ЗНАТЬ ДАГЕСТАНСКОМУ ШКОЛЬНИКУ. РЯЗАНСКИЙ  ЖЕ МУЖИК ОБ ЭТОМ НИ ЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ, ТОЛЬКО ДЕНЬГИ КОРРУПЦИОНЕРАМ ДАГА ОТПРАВЛЯЕТ НА ПРОПИТАНИЕ.

  •  ЯЗЫК----Один из самых  счастливых и радостных от бога и от природы дан человеку. На какого черта его вынимать из души человека и подло лишает.  Как эта понят и простить 

Leave a Comment