На состоявшемся в Общественной палате РФ круглом столе «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования» ведущие эксперты в области образования подвели итоги реформам в сфере образования за почти 20-летний период. РИА «Дербент» представляет самые интересные выступления, в которых вскрываются наиболее проблемные вопросы системы образования, самым непосредственным образом и наиболее сильно влияющие на ситуацию в регионах, особенно – в Дагестане.
Профессор кафедры математического анализа ЛГПИ — РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Рукшин (выдержки из выступления – стенограмма РИА «Дербент»):
«ЕГЭ должен был согласно первоначальным наметкам избавить нас от коррупции в приемных комиссиях, дать школьникам поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу. ЕГЭ опять же, должен был, как нам обещали, служить основанием для получения образовательных кредитов.
Справился ли ЕГЭ с коррупцией? К сожалению, нет. Он ее убрал из приемных комиссий вузов. Но переместил затраты родителей и коррупциогенную составляющую в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это – сфера олимпиад. То, чем страна гордилась, то, что было максимально честным и прозрачным превратилось в коррупциогенный фактор.
Сейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.
Но все это меркнет по сравнению с тем влиянием, который ЕГЭ оказал на институты образовательные: на саму среднюю школу и на вузы. Во-первых, ЕГЭ фактически поставил школу на грань, за которой уже начнется тотальная подготовка к ЕГЭ вместо прохождения школьных программ.
Что касается вузов, то теперь вузы не имеют право выбирать себе контингент, за который отвечают. Вузы обязаны брать тех, кого ЕГЭ пошлет. Таким образом, больше всего страдают региональные вузы и исчезает целевой контингент. Человек поступает не туда, куда хотел, о чем мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить.
Реформы уничтожили фактически единое образовательное пространство страны: несогласованность учебников, отсутствие единых по срокам прохождения материалов.
Разрушено педагогическое образование. Сам факт закрытия вузов (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, но и отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету.
Статус педагогического образования понизился. Учитель, замордованный высокими нагрузками, совершенно непрофильными занятиями вроде заполнения многочисленных бумажных и электронных документов фактически по социальному статусу превратился в человека, который оказывает образовательные услуги и может быть в любой момент родителями, учениками, администрацией школы, существенным образом наказан за любые мельчайшие отклонения. Реформа больно ударила по региональным вузам. Разрушение региональных вузов сильно влияет на региональную экономику».
Эта публикация была опубликована на 23.11.2018 10:40 10:40
Leave a Comment