Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Поправки Путина в Конституцию: дагестанское измерение

Проект поправки к Конституции РФ, который 20 января внёс в Государственную Думу ФС РФ Владимир Путин, имеет и региональное измерение, о котором мало говорят. Во-1-х, на федеральном уровне кадровые полномочия Президента РФ по назначению большинства членов Правительства РФ планируется частично передать Госдуме. Сейчас Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы, а заместителей Председателя Правительства и министров — без согласования по представлению ему кандидатур премьер-министром.

Теперь предлагается кандидатуру Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ Государственной Думе утверждать, а кандидатов в вице-премьеры и министры глава правительства должен будет представлять на утверждение Государственной Думе. В случае утверждения их кандидатур Государственной Думой Президент РФ назначает их без права «отказать в назначении на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (проект изменения в статью 112 Конституции РФ).

Таким образом, Председатель Правительства РФ приобретает некоторую самостоятельность в отношении формирования кабинета министров и часть ответственности за его состав возлагается и на Государственную Думу. Но предполагается ли эту модель переносить на региональный уровень — пока неясно.

Возможно считается, что достаточно уже имеющегося права глав субъектов РФ на согласование с региональным парламентом кандидатур на должности вице-премьеров и министров, которое, однако, используется не всеми. Кроме того, в части регионов имеет место совмещение должности главы субъекта РФ с должностью председателя правительства. В Дагестане, как известно, действует федеральная модель и, по существу, роль премьер-министра сводится к организации работы высшего органа исполнительной власти.

Во-2-х, трансформация Государственного Совета РФ в орган власти с конституционным статусом, в состав которого, судя по наделяемым функциям (в проекте дополнения статьи 83 Конституции РФ  пунктом  “ж1” говорится о полномочии Президента РФ формировать Государственный Совет РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства»), включат глав субъектов РФ, что повышает их статус и роль в системе государственной власти.

Но на региональном уровне подобная модель не обсуждается, хотя, по аналогии, существуют совещательные органы при главах субъектов РФ с участием глав городов и районов. Хотя предлагаемые дополнения о единой системе публичной власти к этому подводят. Так, статью 132 Конституции РФ предлагается дополнить частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории“.

Тем самым муниципалитеты, по всей видимости, опутают механизмами административного подчинения органам государственной власти. Тогда как сейчас органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, не смотря по факту на финансово-экономическую зависимость, продолжают иногда фрондировать перед региональным начальством.

В-3-х, децентрализация федеральной власти по горизонтали сопровождается централизацией по вертикали. Так, прокуроры субъектов РФ назначаются пока Генпрокурором РФ с согласия глав и парламентов регионов. Согласно этой процедуре и были назначены прокуроры РД. Теперь они будут назначаться Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации (проект изменения статьи 129 Конституции РФ).

В-4-х, помимо запрета занимать должность главы субъекта РФ лицам с иностранным гражданством или с видом на жительство, пункт “т” статьи 71 Конституции РФ дополняется правом РФ на установление аналогичных ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы. Что логично в рамках кампании и мер по национализации политической и экономической элиты страны.

Побороть бы только ещё коррупцию и обеспечить честные выборы!

 

Эдуард Уразаев — политический обозреватель

Эта публикация была опубликована на 21.01.2020 15:51 15:51

Leave a Comment