Напомню, что Владимир Васильев с 3 октября 2017 года до 9 сентября, когда его избрали руководителем региона, имел статус врио и формально, как лицо, возглавляющее исполнительную власть, находился в зависимости от законодательного органа – республиканского парламента, который он не имел права распустить и от депутатов которого зависел исход голосования на выборах главы Дагестана. А поскольку состав депутатов Народного собрания РД был сформирован прежним руководством республики и они сохраняли тесные связи с чиновниками в правительстве Дагестана, то, пока Васильев вникал в состояние дел, дагестанцы слышали от него комплименты не только в адрес народа и депутатов, но и руководителей органов исполнительной власти республики.
Но с начала 2018 года ряд членов правительства один за другим стали подвергаться преследованию в рамках антикоррупционной кампании. Поэтому некоторые дагестанские политики и эксперты предприняли попытки дискредитировать Васильева и его команду, оказать скрытое сопротивление или саботаж, а то и вовсе устроить политические скандалы. Но дальше информационных уколов дело не пошло.
В русле назначения врио главы республики не дагестанца логичным выглядело и то, что все ключевые должности в республиканской системе власти (премьер-министра, руководителя и первого заместителя Администрации Главы и Правительства РД, вице-премьера по имущественным отношениям) заняли приезжие чиновники, которых прозвали варягами. Одновременно варягами заменили дагестанцев в руководстве правоохранительных органов (за исключением МВД РД) и Верховном суде.
Позже приезжие стали руководить региональными управлениями налоговой и антимонопольной служб, главным медико-социальным бюро по РД, что выглядело также логично после обнаруженных массовых правонарушений.
После же благополучного избрания на должность 9 сентября Васильеву осталось поставить последнюю точку в обретении всей полноты власти в виде назначения желаемого председателя правительства региона. И с момента дачи Народным собранием Дагестана согласия на назначение Председателем Правительства республики Артёма Здунова 25 сентября, завершился формально-юридический этап приобретения приезжим руководством всей полноты власти над национальным регионом и начался новый этап, когда нет какой-либо нужды оглядываться и на всякие условности и негласные правила и традиции.
Тем не менее и после положительного итога голосования на сессии по кандидатуре Здунова Васильев всячески делал реверансы в адрес депутатов Народного собрания РД, обещал опираться на местные кадры и помогать им в работе. При этом глава РД предупредил, что назначать на руководящие должности в органах власти он собирается без учёта этнического представительства.
Однако если более внимательно проанализировать сказанные 25 сентября ими обоими слова, то глава Дагестана и ново-старый премьер-министр планируют привлечь в правительство новых специалистов из федеральных органов власти и других регионов России. Из чего это следует?
Во-1-х, в ходе выступлений на сессии республиканского парламента Васильева и Здунова, а также в ходе пресс-подхода премьер-министра, стало окончательно ясно, что оба руководителя “притёрлись” друг к другу и теперь выступают как единая команда, в которой единоличным и полновластным лидером выступает опытный глава Дагестана. Это проявилось, в частности, в том, что Здунов употребил в своём программном выступлении почти буквально тезисы Васильева о необходимости вывода экономики из тени, увеличении сбора налогов, включения в федеральные госпрограммы большего числа инвестпроектов и возвращении доверия народа.
А Васильев, в свою очередь, назвал Здунова настоящим мужчиной.
В то же время наметилось разделение функций и ответственности между главой и председателем правительства региона, отсутствие которого приводило раньше к разным решениям по одной проблеме и противоречиям чиновников в Администрации Главы и Правительства РД. Теперь следует ожидать более скоординированной работы руководства и их приглашённых помощников и советников. То есть между собой варяги притёрлись.
Однако что касается большинства заместителей Председателя Правительства РД и руководителей республиканских министерств и ведомств, то притирки с ними, видимо, не произошло, из-за чего Васильев заявил на совещании-планёрке 24 сентября, что работой “далеко не всех чиновников” он доволен.
В то же время удовлетворённость работой есть, видимо, лишь по ограниченному кругу должностей в пределах 6-8 человек. Это вытекает, с одной стороны, по позитивному комментарию Васильева о встречах с 4 министрами 21 сентября и благожелательному отношению к некоторым недавно назначенным им членам правительства.
В целом же по структуре органов исполнительной власти и остальным членам будущего правительства ясности нет, что следует из ответа Здунова журналистам на один из вопросов ему после голосования депутатов:
– Можете приоткрыть завесу, будет ли оптимизация структуры, будет ли слияние министерств?
– Это предмет, опять же, моего доклада и решения Главы. Дело даже не в оптимизации, а в повышении эффективности работы. Если она потребует оптимизации, то да. Если нет, если речь идет о том, чтобы просто повысить эффективность работы каждого сотрудника, нашу общую эффективность, тогда мы будем думать, прежде всего, об этом.
Согласно же законодательству, Председатель Правительства РД обязан представить Главе РД предложения по структуре органов исполнительной власти в течение недели, что и было сделано в феврале 2018 года после первого назначения Здунова.
Кроме того, премьер-министр пообещал: “Правительство будет сформировано в законодательные сроки. У меня сейчас есть определенное время, чтобы внести Главе республики собственно структуру правительства, после этого уже предлагать к назначению, потому что это прерогатива Главы республики – назначение министров и членов правительства“.
Но сроки утверждения структуры и сроки для назначения состава правительства законодательно не оговорены, что позволило Васильеву держать более половины состава кабинета министров в статусе врио в течении 11 месяцев, что беспрецедентно для политической истории стран и регионов.
Исходя из предыдущего опыта назначений Васильевым членов правительства можно предположить, что, если не считать первой группы кандидатов из 8-12 человек, с которой состоялись беседы-отчёты или они вне конкурса, по остальным должностям вопросы назначений руководителей будут опять решаться медленно и поштучно. Напомню, что сейчас в Дагестане 30 органов исполнительной власти (министерств, агентств, комитетов, управлений и т.д.), но их число может измениться.
Кроме назначения руководителей этих органов, Васильев должен назначить ещё 6 заместителей председателя Правительства РД. При этом персонально обсуждать шансы действующих руководителей и иных лиц почти бессмысленно, так как глава Дагестана делает назначения под большим секретом и не всегда понятным критериям. Как бы в компенсацию за это глава Дагестана заявил на сессии Народного собрания РД, что он открыто информирует о результатах работы назначенцев. И это в основном так.
Но о симптоме к приглашению варягов в правительство говорит, во-2-х, и то, что Васильев, представляя кандидатуру Здунова на сессии Народного собрания РД, заявил: “Я не буду никогда руководствоваться национальными и другими признаками при решении кадровых вопросов. Планируется выбирать кандидатов на различные должности при тесном взаимодействии с федеральными органами власти”. Почему при назначении на республиканские должности надо тесно взаимодействовать с федеральными органами власти – неясно. Ранее это происходило в исключительных случаях при наделении республиканского органа власти федеральными полномочиями.
О варягах же, в-3-х, намекнул сам глава республики во время выступления 25 сентября на сессии, заявив следующее: “Увольнения скомпрометировавших себя руководителей открыли места для эффективных управленцев, как из кадрового резерва республики, так и России”.
Но такой подход противоречит мощной пропаганде результатов кадровых конкурсов, в составе победителей которых оказалось 90% дагестанцев. Получается, что на фоне разговоров об огромном потенциале дагестанского народа и под информационный треск по поводу около 30 назначений победителей конкурсов на должности 3-10 уровня управления, продолжается поиск приезжих специалистов на серьёзные должности 1-2 уровня. И это уже не может не беспокоить в связи с итогами выборов, например, во Владимирской области, где губернатор демонстрировала социально-экономические успехи, но что-то упустила в плане доверия людей, как она сама признала перед вторым туром голосования.
Эдуард Уразаев
Эта публикация была опубликована на 26.09.2018 11:42 11:42
Leave a Comment