В Госдуму РФ внесен проект закона о федеральном бюджете на 2020 год, а также на плановый период 2021 и 2022 годов. К нему от Минэкономразвития РФ приложен прогноз социально-экономического развития страны на указанный период. В нем обозначены экономические перспективы субъектов РФ на ближайшие пять лет.
Из этого документа следует, что к 2024 году Дагестан войдет в список регионов с наиболее высокими темпами роста производства ВРП к уровню предыдущего года. Рост ВРП в 2024 году к показателям 2023 года составит 105,1%. Доля в суммарном ВРП – 0,8%.
Кроме того, Дагестан войдет в перечень регионов-лидеров промышленного производства. Среднегодовые темпы роста в 2020-2024 гг. прогнозируется на уровне 108,5%, тем самым республика покажет максимальные темпы роста по стране.
Дагестан также включили в перечень субъектов РФ, на которые в 2024 году придется 51,3% оборота розничной торговли. К концу прогнозного периода Дагестан покажет максимальные темпы роста оборота розничной торговли (105,8%).
Прокомментировать для РИА «Дербент» реалистичность и обоснованность прогнозов МЭР России мы попросили экономистов Халила Халилова и Маира Пашаева.
Так, в беседе с агентством Халил Халилов напомнил о прогнозе развития республики от Минэкономразвития РД на период с 2019 по 2024 гг., в котором был заложен рост промышленного производства в среднем на уровне 11,5% в год. Согласно тому документу, темпы роста промышленности к 2024 году должны были составить 11,6%.
«Но, как видим, в прогнозе федерального правительства рост промышленности скорректирован в сторону уменьшения – не 11,5%, а 8,5%. Хотя и этого достичь вряд ли удастся, т.к. последние два года промышленность республики показывает отрицательные результаты роста», – считает эксперт.
Аналогичная ситуация, по словам собеседника агентства, сложилась и в сельском хозяйстве. «В прогнозе Минэкономразвития РД был заложен рост объемов производства сельхоз продукции в среднем на 4,5% в год. Прекрасно видим, что и здесь отрасль не выдерживает такого темпа роста. Максимум – достигается 1-1,5% в год.
Заявленные проекты пока никак не могут набрать максимум проектной мощности в вопросе выпуска продукции. Поэтому позитивной динамике попросту неоткуда взяться. Это касается и производства пищевых продуктов», – пояснил эксперт.
Халил Халилов отметил отсутствие роста инвестиций, заявленного руководством республики. «Это дает нам право говорить о том, что в прогнозный период до 2024 года нет особых оснований ожидать высоких темпов роста ВРП республики», – считает он.
Собеседник агентства также напомнил о резком падении промышленного производства и объемов ввода жилья в 2018-19 годы. Розничная торговля, по его словам, в 2018 году серьезно упала, а в этом году держится на нулевом уровне. В этой связи эксперт выразил мнение об отсутствии предпосылок к появлению лидерских показателей у Дагестана по основным направлениям.
При этом Халил Халилов высказался о возможных причинах роста, заявленного в прогнозе Минэкономразвития России. «Можно предположить, что низкая база, которая сформировалась за предшествующие годы, может повернуться в некоторый восстановительный рост. И специалисты федерального министерства в прогнозе, отталкиваясь от имеющейся в 2019 году низкой базы, могли заложить рост этих отраслей, что на самом деле будет восстановительным ростом», – пояснил он.
Также экономист отметил, что в целом доля экономики республики в совокупном валовом национальном продукте не вырастет. «Если раньше она была на уровне 1%, то в новом прогнозе Минэкономразвития РФ на долю нашей дагестанской экономики приходится всего 0,8% от совокупного ВНП. Поэтому нет никаких оснований делать выводы о том, что в Дагестане будут высокие темпы производства и наблюдаться рост доходов», – заключил Халилов.
Также прогноз МЭР для РИА «Дербент» прокомментировал экономист Маир Пашаев.
«Надо иметь в виду, что это всего лишь прогнозы, и как многие прогнозы, слабо обоснованы, а статистика, как всегда, притянута за уши. Таким же образом даны оптимистические прогнозы выхода российской экономики на рост 3-4% в год, начиная с 2022-2023 гг. В текущем году ожидается рост ВВП России 1-1,2%, на 2020-2021 гг. прогноз на уровне 1,5-1,8% роста.
Текущая ситуация в экономике Дагестана за 2018-2019 гг. более чем удручающая – небывалый в истории спад промышленного производства, более чем на треть объемов за два неполных года! Такого спада не было даже в кризисные 90-е годы.
В экономике есть понятие временной лаг, и в этой связи необходимо отметить: отчасти причиной спада сегодня является инвестиционный провал 2013-2017 годов – никто под имя Главы Дагестана Рамазана Аблулатипова тогда рубля не вложил, а все крупные инвестиционные проекты были разгромлены, разграблены, бюджетные и кредитные средства разворованы и не дошли до реального сектора экономики. Мировая экономика на пороге нового экономического кризиса 2020-2021 гг., т.е. спад может усилиться.
После девятилетнего спада 2013-2021 гг. в экономике Дагестана возможен ли восстановительный рост в 2022-2024 годы? Безусловно, следует ожидать рост. Об этом восстановительном росте и идет речь.
Как видим, не более чем игры в статистику. Прорывными в 2020-2025 гг для Дагестана могут стать сельское хозяйство, туризм, логистика, альтернативная энергетика, кластерная экономика, индустриальные площадки, проекты комплексного развития Дербента и создания Махачкалинско-Каспийской агломерации. Но только в случае достаточных инвестиций. А их нет.
Пока в Дагестане нет ни одного качественного, инвестиционно обоснованного крупного проекта, да и условий реализации тоже. Ставка на индустриальные парки пока себя не оправдала: за 4 года ни один проект не вышел на свою проектную мощность. Теперь дело дошло до того, что в индустриальном парке «Уйташ» ТОР «Каспийск» создают “частный индустриальный парк”!
Определенную динамику могла бы придать Стратегия-2035, но ее собрали на скорую руку и формально отчитались. Необходимо выйти на обоснование инвестиционной стратегии республики и инвестиционный план, провести широкие реформы в экономике, создать десятки институтов развития. Прежде всего – для реализации проектов развития Дербента и создания Махачкалинско-Каспийской агломерации.
Все остальное – это игры вокруг бюджета, госфинансирования инфраструктурных проектов и социальных объектов, очередные попытки вытягивания средств федерального центра и отмывания бюджетных денег».
Эта публикация была опубликована на 15.10.2019 03:01 03:01
Leave a Comment