Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Ни судов, ни портов! Круизные маршруты на Каспии реализуют тихой сапой

На днях в Астрахани спустили на воду первый российский круизный лайнер «Петр Великий», который должен связать Махачкалу и Дербент с портами Каспийского, Черного и Азовского морей. Кроме того, предполагается, что он будет использоваться для круизных линий Москва-Санкт-Петербург.

Теплоход возводится судостроительным заводом «Лотос». Заказчиком судна является Московское речное судоходство, проектантом – Морское инженерное бюро. Оператор круизных туров на «Петре Великом» – «Мостурфлота». Изначальная стоимость проекта составляла 2,5 млрд рублей.

Судно способно принять 310 человек, для удобств которых предлагаются 155 комфортабельных кают различных классов. Первый российский лайнер за последние 60 лет сделан по высшему разряду. Стоимость поездки составит от 10 до 15 тысяч рублей в сутки с человека.

Что и зачем скрывали от журналистов?

«Петра Великого» в 2016 году по видеосвязи из Волгограда заложил (читай – благословил) Президент РФ Владимир Путин. Сдача объекта была намечена на 2019 год. Однако, как информировал «Коммерсант», впоследствии выяснилось, что завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), своими силами может не справиться – на предприятии банально не хватало специалистов с опытом строительства подобных судов.

Обсуждался вопрос передачи корпуса судна заводу «Красное Сормово», где предлагалось достроить теплоход, затем вернуть его на «Лотос» и провести здесь окончательные работы перед спуском на воду. Однако этот план мог значительно растянуть как бюджет проекта, так и сроки его реализации.

В итоге было принято решение, что строительство судна продолжит «Лотос», а сам «Петр Великий» будет спущен на воду в недостроенном виде – спуск на воду полностью готового лайнера не представляется возможным из-за того, что он оказался длиннее стапелей завода «Лотос». Руководство верфи заверяет, что все работы будут завершены в 2020 году.

Кроме того, планам ОСК мешало импортозамещение. В апреле 2018 года сообщал «Коммерсант», что проект лайнера был пересмотрен из-за того, что поставщиком силовой установки вместо изначально планировавшейся финской Wartsila стал «Русэлпром». Ему также понадобился импортный двигатель, который поставила японскаяYanmar.

Примечательно, что по информации «ПУНКТ-А», церемония спуска на воду прошла без прессы, однако в издании при этом отмечают, что в их распоряжении имеются эксклюзивные фотографии с мероприятия.

Планы, планы…

В декабре 2017 года в Баку Московское речное пароходство и Азербайджанское Каспийское морское пароходство подписали меморандум о сотрудничестве по круизному судоходству на Каспии с использованием круизного судна «Петр Великий».

Теплоход в первые два года планируется использовать на Каспийском и Черном морях, причем преимущественно с отечественными туристами, на первых порах иностранцы будут приглашаться индивидуально. Со второго года в «Мостурфлоте» пообещали начать работать с иностранцами со всего мира.

В частности, речь идет о программе «Сокровища Востока» (в формате 11 дней/10 ночей), тур предполагает остановки в Баку, Бэндер-Энзали, Ноушехре (оба Иран), Туркменбаши, Актау, Астрахани, Махачкале и Дербенте.

А в Дагестане…?

Интересно, что в планах «Мостурфлота» в безальтернативной форме указываются Махачкала и Дербент, где вообще нет ни порта, ни пристани, ни вообще какого-либо места для приема кораблей.

Изначальный замысел заключался в запуске круизов в апреле 2019 года. Однако планы, как мы уже знаем, откорректировал недостроенный лайнер.

Здесь важно понимать, что в Дагестане данный вопрос практически не обсуждается. «Нам нужно думать насчет соответствующей структуры для организации круизного судоходства по маршруту Астрахань-Махачкала-Дербент», – заявил глава РД Владимир Васильев в последнем послании к Народному собранию. То есть в республике только планируют обсуждать то, что уже должно было быть готовым к апрелю текущего года. Получается, от нерасторопности «Лотоса» выиграли в первую очередь дагестанцы.

Последнее упоминание о круизных турах по Каспию на сайте кабмина РД датировано 30 октября 2017 года, на сайте Минтранса – 13 июля 2017 года, на сайте Минтуризма – 25 августа 2016 года (речь шла о соответствующей модернизации Махачкалинского морского торгового порта). Т.е. развитие круизного судоходства в республике на повестке дня не значится.

В беседе с РИА “Дербент” руководитель пресс-службы Махачкалинского морского торгового порта Алик Абдулгамидов отметил, что разговоры о запуске круизных туров на Каспии велись несколько лет назад и пока инициаторы этой идеи дальше заявлений о намерениях не продвинулись.

«В Махачкале, как и в Дербенте, нет причала для приема пассажирских судов. ММТП приспособлен только для перевалки грузов. Несколько лет назад, еще во времена Абдулатипова, обсуждался вопрос строительства причала на территории порта, однако дальше обсуждений пока дело не пошло. Как нам известно, в программе развития портов Каспийского бассейна есть планы по строительству паромного пассажирского терминала и пассажирского вокзала — проектирование до 2021–2022 года, а само строительство — до 2030 года. Этой же программой предусмотрено строительство пассажирских судов. Пока что нет ни проекта, и нет соответствующих пассажирских судов, которые могут перевозить людей по Каспию», – сказал собеседник агентства.

Сенатор Совфеда РФ Сулейман Керимов в октябре 2018 года заявил о том, что в Дербенте будут построены морской порт и аэропорт. Позднее эти планы подтвердил полпред президента РФ в СКФО Александр Матовников. Однако возвести эти объекты до 2020 года практически нереально.

Вопросов остается очень много…

Так должен выглядеть лайнер “Петр Великий”

P.S. В 2017 году, когда впервые всерьез обсуждалась тема запуска круизных путешествий на Каспийском море, РИА «Дербент» обратилось в ОАО «Мостурфлот» для выяснения деталей озвученного проекта, однако ответ так и не был получен.

Предлагаем вашему вниманию эти вопросы, которые, как ни странно, не потеряли своей актуальности до сих пор:

1. Кто стоит за организацией данных круизов? Кому принадлежит данная идея?

  1. Определены ли маршруты круизов? Чем Вы руководствовались при выборе опорных пунктов запланированного Вами маршрута? Каким требованиям должны отвечать города, чтобы принимать пассажиров круиза?
  2. Предполагает ли круиз остановки в пунктах маршрута? Будут ли пассажиры выходить на экскурсию по городам, в которых они останавливаются?
  3. По нашей информации дагестанские города Махачкала и Дербент также входят в маршрут. Способны ли эти города принять теплоход, на котором Вы планируете осуществлять перевозки? Кто в Дагестане ответственен за реализацию Вашего проекта?

Эта публикация была опубликована на 02.06.2019 11:18 11:18

Посмотреть комментарий (3)

  • Лайнер перегонят на Балтику, там ему самое место. Или же по маршруту  Астрахань-Баку-Актау. А в общем на  Каспии нет инфраструктуры и достопримечательностей. В Туркмении в город не пускают,т.к. закрытая страна. В Иране в Энзеля х и Ноушехре смотреть не на что, это маленькие грязные портовые городки. 

  • Не думаю , что найдётся много идиотов,решивших совершить круиз в Махачкалу или Дербент. Эти бородато-патлатые особи, слоняющиеся групками по 5-6 по улицам России , и так всех достали своим бандитским поведением. Их и так уже отовсюду гонят как прокажённых.В Китае их даже не пускают в некоторые районы. Вон вчера в Подмосковье десять кавказоидов зарезали сержанта ГРУ, парень защищал прохожих. А вот круизы в  Астрахань , Волгоград или Н.Новгород поехать можно. Там порядка гораздо больше.

  • Отличный материал. Море должно стать одним из стратегических направлений развития экономики Махачкалы, Дербента и всего Дагестана. Поэтому держите на пульсе такими по-хорошему острыми статьями. 

Leave a Comment