Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

На чём основаны оптимистические прогнозы правительства Дагестана?

8 февраля был опубликован Указ Главы РД от 6 февраля 2019 года №8 “О Программе деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2024 года”, которым утверждёны не только основные направления работы главного исполнительного органа власти, но и целевые индикаторы и показатели этой программы. Текст и цифры, изложенные в этой программе на 95 страницах, должны вызывать оптимизм. Но есть ли для этого реальные основания?

Научно-методическое пособие

С одной стороны, в Программе изложены в системном виде цели и задачи, главная из которых вкратце сформулирована в её паспорте: “рост качества жизни населения”. В качестве приоритетных выделены следующие направления деятельности Правительства РД:

– создание условий для экономического роста;
– цифровизация и научно-технологическое развитие;
– развитие агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий;
– развитие промышленного сектора;
– развитие транспортной инфраструктуры;
– развитие человеческого капитала;
– обеспечение сбалансированного развития территорий;
– повышение эффективного государственного управления.

По каждому приоритетному направлению обозначены профильные направления, по которым, в свою очередь, разработаны комплекты из узких направлений-задач. Так, в приоритетное направление “создание условий для экономического роста” входит профильное направление “совершенствование бюджетно-финансовой политики”, в рамках которого установлено узкое направление-задача “внедрение системы долгосрочного бюджетного планирования на региональном местном уровнях…”.

Более того, в Программе по приоритетному направлению “повышение эффективности государственного управления” есть раздел “6.8. Вовлечение граждан государственное муниципальное управление”, который предусматривает такие направления-задачи как, например, “обеспечение участия граждан в государственном муниципальном управлении с помощью использования различных форм выражения общественного мнения, том числе проведения референдумов для гарантированного свободного волеизъявления граждан защите их демократических прав”. Оставляя в стороне вопрос о том, насколько реализовывалось направление “обеспечение участия граждан…”, надо признать, что в документе содержится почти весь необходимый набор направлений и задач для правительства и исполнительных органов власти, которые были либо ранее сформулированы в виде законов, постановлений, программ, включая вменённые министерствам и ведомствам полномочия и обязательства, либо находятся на слуху в виде инициатив федеральных властей.

Вместе с тем, подавляющее большинство пунктов Программы носит обобщённый характер и выглядят благими намерениями. Например, в приоритетном направлении “обеспечение сбалансированного развития территорий” в разделе “5.1. Развитие муниципальных образований” есть пункт “поиск и привлечение инвесторов, стимулирование инвестиций, реализация инвестиционных программ бизнес-проектов”, который очевидно необходим для работы, но не конкретен.

И, самое главное, документ не раскрывает подробности механизмов реализации утверждённых направлений деятельности и задач, ограничившись пунктом о том, что “основной составляющей механизма выполнения Программы является реализация на территории Республики Дагестан:
-региональных программ рамках Национальных проектов;
– государственных программ РД и РФ;
– инвестиционных и социально ориентированных проектов.

Поэтому Программа выглядит и как хорошее научно-методическое пособие для получения цельной картины о должном в деятельности Правительства Дагестана и ориентиров для дальнейшей работы 8 тысяч чиновников всех органов исполнительной власти и муниципалитетов.
Но несколько диссонирует с таким обобщённым подходом то, что, во-1-х, то, что в документе содержатся и конкретные позиции, которые выглядят итогом чьих-то лоббистских устремлений. Например, в разделе “3.1.1. Развитие сельского хозяйства” читаем: “реализация инвестиционных проектов (строительство тепличного комплекса ООО «АгроМир» площадью 10 га в МО г.Махачкала, пос. Ленинкент; строительство тепличного комплекса ООО «Югагрохолдинг» в пос. Шамхал-Термен г. Махачкалы» т. д.).

Кроме того, в приоритетном направлении “повышение эффективности государственного управления” в разделе “6.1. Развитие механизмов стратегического и проектного управления” есть пункт “дальнейшее развитие центра компетенций проектной деятельности при Дагестанском государственном университете народного хозяйства”. Тогда как конкуренцию ДГУНХ может составить ДГУ.

Но, вполне возможно, что это отражает лишь уже сложившиеся направления деятельности, которые целесообразны как по доказанной перспективности, так и в качестве наглядной иллюстрации среди обобщённых формулировок.

Во-2-х, в разделе “Механизм реализации Программы” есть пункт 3, в котором говорится, что целевые индикаторы и показатели результатов деятельности по её реализации приведены в приложении к документу. Но тогда в Программе должны были быть и пункты об источниках финансирования и других ресурсах для её реализации.

Цифры для оптимизма

Допуская, что тема финансирования – это предмет для других нормативно-правовых актов, остаются, тем не менее, вопросы об уровне показателей социально-экономического развития, достижение которых официально прогнозируется и планируется. Так, темпы роста объёма промышленного производства должны увеличиваться высокими темпами, нарастая от 110,2% в 2019 году и кончая 114,3% в 2024-м. Тогда как по предварительным оценкам рост в 2018 году составил лишь 104,2%. При том, что и это неплохой результат на фоне прогноза средних темпов роста объёмов промышленного производства по стране в целом от 102,4% в 2019 году до 103,3% в 2024-м.

Понятно, что промышленность наиболее перспективна с точки зрения увеличения налоговых доходов в бюджет, но за счёт чего будут достигнуты высокие темпы в промышленности Дагестана неясно. Расчёт на строительство и ввод ежегодно хотя бы двух-трёх новых предприятий? Но это с трудом удавалось сделать лишь в отдельные годы, а большие объёмы производства продукции были получены лишь от Каспийского завода листового стекла.

Или расчёт на регулярное получение дагестанскими предприятиями, с увеличением финансирования, гособоронзаказов? Но это тоже удавалось лишь в отдельные годы.
Может надежда на национальные проекты, которые активно обсуждаются на совещаниях у Президента РФ Владимира Путина и Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева? Но в списке отсутствует проект, посвящённый промышленности.

Остаётся предполагать активное создание предприятий на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которыми постановлениями правительства России стали территории городов Каспийск и Дагестанские Огни. Однако публикуемая об инвестициях в эти ТОСЭРы информация говорит пока об их относительно скромных масштабах, не смотря на ряд льгот и форм поддержки предпринимателей. Так, в реестр резидентов ТОСЭР «Каспийск» включены пять предприятий, при введении которых в эксплуатацию будет создано более 500 рабочих мест.

Но о сроках ввода предприятий в эксплуатацию и объёмах будущего производства не сообщается. Правда, ещё три инвестора подали заявки на включение их в реестр резидентов и ещё с девятью ведутся переговоры.

В ТОСЭР «Дагестанские огни» запланировано привлечение инвестиций от четырёх предпринимателей на сумму порядка 4,4 млрд рублей и создание не менее 400 рабочих мест. Но и в этом случае о сроках ввода предприятий в эксплуатацию и объёмах будущего производства не сообщается.

Судя по почти еженедельным совещаниям у Председателя Правительства Дагестана Артёма Здунова, работа активизировалась, но многое, по опыту, упирается в нехватку денег у потенциальных инвесторов, а также в невысокие качественные и маркетинговые характеристики предлагаемых инвестпроектов.

В виде экономической деятельности, объединяющего сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство, Правительство Дагестана прогнозирует рост объёмов продукции в темпах от 102,4% в 2019 году до 104,9%, что выше прогноза аналогичных темпов роста по России в целом: от 100,6% в 2019 году до 102,8% в 2024-м. Более того, Дагестан, по прогнозам правительств РФ и РД, должен по этому показателю быть в числе лидеров среди регионов России.

г. Дагестанские Огни

Вопросы же о возможности достижения относительно высоких темпов вызваны тем, что, согласно Дагстату, основной объём сельхозпродукции (около 70%) дают личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Но они основаны больше на ручном труде, чем на современных сельхозтехнике и технологиях, что затрудняет рост объемов продукции.

А ставшее модным строительство теплиц и развитие садоводства, разумеется, даёт определённый рост продукции, но обеспечат ли они такие темпы роста объёмов продукции сомнительно. В животноводстве же очевидны проблемы ограниченности кормовой базы и условий содержания скота.

Традиционно хорошие перспективы в птицеводстве, но эта отрасль уязвима с точки зрения регулярно возникающих эпидемий.

Тем не менее очевидно, что развитие агропромышленного комплекса остаётся весьма перспективным направлением деятельности для жителей и правительства республики.

По темпам роста инвестиций в основной капитал, согласно прогнозов правительств РФ и РД до 2024 года, Дагестан будет в числе середняков. В отличие от прошлых лет, когда темпы роста инвестиций превышали 110%, теперь планируется рост в 101% в 2019 году с увеличением до 103,6% в 2024-м. Между тем в структуре инвестиций в основной капитал в Дагестане роль крупных и средних предприятий составляют в пределах 10% (20 млрд рублей) от общего их объёма в пределах 200 млрд рублей. Столько же составляют бюджетные инвестиции в строительство школ, больниц и инженерную инфраструктуру. В рамках реализации национальных проектов и увеличении финансирования из федерального бюджета можно было бы рассчитывать на суммарный рост инвестиций в основной капитал, однако в прогнозе, вероятно, учли, что у населения и малого бизнеса стало мало денег и, соответственно, их вклад в рост инвестиций уменьшается.

В сфере строительства жилья в целом по стране у правительства России грандиозные планы, которые предполагают рост ввода жилых домов с 79, млн кв. м площади в 2018 году до 120 млн в 2024 году. Ежегодно планируется улучшение жилищных условий 5 млн семей.

Такое же увеличение в полтора раза ежегодно вводимых площадей намечено и в Дагестане: если в 2018 году введено по предварительным данным 891,2 тыс. кв. м, то в 2024-м планируется ввод 1 млн 270,0 тыс.кв. м. Однако надо учесть, что в предыдущие годы статистика показывала ввод от 1,5 до 2 млн кв. м площадей жилплощади, а в 2018 году произошёл резкий спад, который был вызван, в том числе, мерами по наведению порядка в строительной сфере. Возможно, что эти меры затронули и методы сбора статистических данных, которые, как считают некоторые эксперты, завышались по просьбе руководства регионов для повышения их рейтинга.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, согласно прогнозу Правительства Дагестана будут увеличиваться ежегодно с нарастающим темпом. Если в 2019 году они составят к показателю за 2018 год 101,6%, то в 2024-м по отношению к 2023-му – 105,2%. В итоге реально располагаемые денежные доходы населения в 2024 году по отношению к показателю за 2017 год составят 155%! Этому будет способствовать, в том числе, рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы с темпом от 105,1 до 106,9%.

Пока же, начиная с 2014 года, доходы населения падали и многие экономисты ставят под сомнение реалистичность планов Правительства России по увеличению темпов социально-экономического развития и росту доходов. И наоборот, тот факт, что страна не скатилась, как предсказывали некоторые эксперты, в падение экономики, говорит об адаптации ко многим внешним негативным факторам.

Потенциал национальных проектов

Однако теперь осуществление всех прогнозов во многом зависит от успешности реализации майского 2018 года указа Президента РФ «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительство России 11 февраля опубликовало целевые показатели и основные результаты национальных проектов, которые разработаны в соответствии с этим указом. 13 национальных проектов и разработанные в их рамках 78 федеральных проектов, на которые планируется потратить 25,7 трлн рублей до 2024 года, требуют для успешной реализации согласованных действий федеральных министерств и ведомств с деятельностью региональных властей.

Поэтому Президент России Владимир Путин 12 февраля в Татарстане провёл очередное расширенное заседание президиума Государственного совета РФ по этим вопросам. Оно второй раз проходило в форме деловой игры и в ней принял участие и глава Дагестана Владимир Васильев.

А с 13 по 15 февраля прошёл Российский экономический форум в Сочи, на котором Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев также обсудил вопросы реализации нацпроектов и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Было обращено внимание на необходимость своевременного (до 15 февраля) подписания соглашений между федеральными министерствами и региональными властями о субсидиях на очередной год из федерального бюджета на реализацию национальных проектов в субъектах РФ.

В связи с этим Медведев заявил 15 февраля на форуме в Сочи, что заключено 4 099 соглашений и это больше 95% от плана к сроку. Но «у нас есть еще некоторые проблемы в ряде регионов. Я их назову: Дагестан, Камчатка, Севастополь и Ставрополье. Надо ликвидировать оставшиеся проблемы», — потребовал от глав регионов председатель правительства.

Между тем днём ранее пресс-служба Администрации Главы и Правительства РД сообщила, что “в целях участия в реализации национальных проектов, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в Республике Дагестан разработаны 53 региональных проекта, 48 из которых реализуются с 2019 года в рамках 10 национальных проектов.

Общий объем финансирования по всем региональным проектам Республики Дагестан на 2019 год составляет более 17 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 14,4 млрд рублей.

До 15 февраля 2019 года планируется подписание соглашений о реализации 40 региональных проектов. По остальным — соглашения будут подписаны по мере внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные проекты. По состоянию на 10 февраля 2019 года подписаны 32 соглашения о реализации региональных проектов и 7 соглашений о предоставлении субсидий, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Остальные соглашения находятся на стадии согласования. При этом по 11 региональным проектам нет необходимости в подписании соглашений о предоставлении субсидий, иных межбюджетных трансфертов, поскольку в проектах нет финансовой составляющей”.

Возможно, это вызвано разным пониманием необходимости соглашений о субсидиях. Есть также вопросы и о масштабах субсидий Дагестану (14,4 млрд рублей), которые пока выглядят небольшими. Но это предмет для следующей статьи.

Эдуард Уразаев

Эта публикация была опубликована на 16.02.2019 11:59 11:59

Посмотреть комментарий (3)

  • Эдуард! Наверное всех дагестанцев интересует один вопрос, допустим приняли очередную программу, кто будет в Дагестане реализовывать эти нацпроекты и программы и на какой планете дагестанцы в 2024 году будут искать Васмльева, Шихсаидова и Здунова???

  • Судя по анализу сделанному в статье Программа это инструкция - как всё должно быть, а как получится там видно будет. 

  • Может не в тему, просто нету здесь этой новости. Опять крупное дтп, пострадавшие...! Слушай, Артем ты пЗдунов, или его  пресслужба , какого х... камеры , которые принадлежат его жене, на территории Дагестана? И стоят не там где положено и вообще, что изменилось? Были свои, теперь чужие и по новому воруют?

Leave a Comment