Председатель Правительства Дагестана Артем Здунов на сессии парламента республики отчитался о результатах деятельности регионального кабмина за 2018 год. Конечно, нужно приветствовать усилия правительства по сокращению госдолга республики до уровня, требуемого бюджетным законодательством для высоко дотационного региона как мы. Такая работа происходит повсеместно по всем регионам.
Но это не значит, что при текущих кассовых разрывах не нужно брать бюджетные кредиты. Тем более, что их дают по символически низкой процентной ставке. И возвращать их – к концу года. Мы такую гибкую долговую политику не наблюдаем, потому у нас бюджет в своей расходной части остался неисполненным в катастрофических размерах – 10,2 млрд рублей. Такой антирекорд – не только плохо для долговой политики, но и отвратительно для работы по прогнозу и планированию доходов и расходов, оперативной корректировке бюджета в ходе его исполнения.
Но, самое главное, что недопустимо – мы не слышим всей правды от руководителей республики, когда они отчитываются об этих пресловутых 10,2 млрд рублей: во-первых в таком объёме у нас не планировался плановый профицит бюджета, он у нас прописан в размере 1,7 млрд рублей, во вторых – не все сумму из 10,2 удастся вернуть в текущем году, а только то, что успели перевести на специальный единый счёт (хорошо, что Минфин России сохранил такую возможность для регионов из-за их консервативного прогнозирования доходов бюджета), а остальная часть денег безвозвратно вернулась обратно в федеральных бюджет.
В любом случае – неиспользованные 10,2 млрд рублей – это не построенные дороги, другие социальные объекты, не полученные в прошлом году доходы наших предприятий, зарплаты многих дагестанцев. Посмотрите, за январь-ноябрь 2018 года реальные денежные доходы населения снизились на 4,6%, ни в одном регионе России вы не увидите такого огромного спада. Кто-нибудь услышал объяснение правительства по этому поводу? Целью их деятельности является повышение благосостояние населения региона, но правительство молчит о таком невиданном провале.
За прошедший год резко снизился темп роста промышленности, вслед за сокращением доходов снизилась розничная торговля: продовольствия население стало покупать на 64 млрд рублей меньше, а непродовольственных товаров на 9 млрд рублей меньше. Объемы строительства жилья упали более чем на 50%. И на этом фоне, по моим предварительным оценкам, ВРП Дагестана за 2018 год сократился.
И на этом отрицательном тренде развития экономики повышается налоговое давление на бизнес и граждан. Мы ещё увидим последствия применения налога на имущество на основе кадастровой оценки, насколько объективно оценка имущества проведена, насколько повысятся налоги. Но малый средний бизнес за 9 месяцев прошлого года сократился на 2 тыс предприятий, а уровень безработицы к трудоспособной численности населения за этот же период прошлого года повысился с 12% до 12,7%.
Это показывает, что деловая среда ухудшается, растёт безработица, сокращаются инвестиции, структура экономики ухудшается. Значит нужно что-то менять в экономической политике, в администрировании налогов, улучшить деловую среду и подумать о стимулах для развития. Знаете, экономические власти республики часто проводят стратегические сессии, готовят программы средне и дальнесрочного действия, а нужно просто шаг за шагом принимать программы действий по каждой отрасли и желательно не откладывая на завтра.
Причём программы эти должны нести план конкретных действий, благо, в текущей ситуации бюджетные потоки из федерального бюджета в регионы значительно вырастают. Как сказал бы Владимир Путин, у властей Дагестана не должно быть «времени на раскачку». Но пока я с большим пессимизмом смотрю на профессионализм и знание своего дела людьми, которые отвечают за экономический рывок в республике в среднесрочной перспективе. Скорее всего, не собрана даже команда под такие амбициозные цели.
Экономист Халил Халилов – специально для РИА “Дербент”
Эта публикация была опубликована на 04.03.2019 11:47 11:47
Leave a Comment