Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Как гром среди ясного неба. Почему Правительство России не отнесло Дагестан к отстающим регионам?

Как гром среди ясного неба прозвучала информация с совещания в Правительстве России, которое провёл премьер-министр Дмитрий Медведев 27 марта. Дагестан не попал в список из 8 субъектов РФ, по которым планируется дополнительный комплекс мер по опережающему социально-экономическому развитию.  И это вопреки данным Росстата и мнению почти всех экспертов и чиновников, которые давно относят Дагестан к регионам с высоким уровнем дотационности и, тем не менее, и низким уровнем бюджетной обеспеченности, а также с низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры и с самым низким уровнем средней зарплаты в стране…

Что удивило?

Почему так произошло, несмотря на недавние заявления министра экономики и территориального развития Дагестана Османа Хасбулатова о представлении в Правительство РФ списка из 372 объектов на 360 млрд рублей, которые должны были лечь в основу отдельного решения федеральных властей по республике? Напомню, что ещё месяц назад на РИА “Дербент” скептически оценили перспективы принятия отдельного решения по Дагестану и предлагалось сосредоточится на возможностях включения проектов в государственные программы РФ по реализации национальных проектов, утверждённых майским 2018 года указом Президента России.

Вот что сказал Дмитрий Медведев на упомянутом совещании: “Уровень жизни в нашей стране (это факт) существенно отличается от региона к региону, иногда в разы. Задача государства – предложить инструменты развития, которые позволят эту ситуацию выровнять. Для этого надо раскрывать потенциал территорий, определять, какая экономика на что способна, разработать для каждого региона конкретные направления развития, или рецепты успеха, чтобы каждый субъект находил источники роста внутри себя, а не превращался в огромное бюджетное учреждение, которое целиком и полностью финансируется из Москвы. Это точно было бы самым плохим вариантом развития событий“.

Далее премьер-министр сообщил, что до середины мая в Правительство РФ должен быть внесён проект плана мероприятий по реализации стратегии пространственного развития страны на период до 2025 года, в котором должны быть обозначены конкретные меры по развитию всех регионов. “Кроме того, – сообщил Медведев, я поручил Минэкономразвития, Минфину и Минтруду до 15 апреля представить в Правительство дополнительный комплекс мер по ускоренному развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического благосостояния. Есть такие субъекты, где ситуация наиболее сложная. Это Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Республика Алтай, сюда же можно отнести Саратовскую, Курганскую, Пензенскую области и Тыву“.

То есть перечислено 8 отстающих субъектов РФ, но ни одного – из Северо-Кавказского федерального округа! И если Ставропольский край можно считать близким к среднероссийскому уровню, а по Чеченской Республике всегда особый подход, то остальные республики и, в особенности, Дагестан и Ингушетия, заслуживали такого же персонального внимания!

Тогда как…

К примеру, 19 февраля 2019 года РИА Рейтинг опубликовало результаты очередного исследования “Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2018“, которое подтверждает такое предположение. Рейтинг построен на основе комплексного учёта показателей, фиксирующих состояние различных аспектов условий жизни и ситуации в социально-экономической сфере. При расчёте был проведён анализ 70 показателей, которые объединены в 11 групп: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

При этом РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», то есть госучреждения.

Так вот, ранжирование регионов по интегральному рейтинговому баллу показало, что среди 20 из них, занявших последние места (с 66-го по 85-е), лишь 5 входит в правительственный список – республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Марий Эл и Курганская область. Зато в число тех же 20 последних в этом рейтинге вошли, в том числе, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня и Дагестан!

Аналогично выглядит ситуация и согласно результатам исследования “Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2018“, который опубликован РИА Рейтинг в мае прошлого года по итогам социально-экономического развития в 2017 году. Как поясняют авторы рейтинга, он основывается на агрегировании различных показателей, объединенных в 4 группы: показатели масштаба экономики, показатели эффективности экономики, показатели бюджетной сферы и показатели социальной сферы. Соответствующая таблица строилась путем ранжирования субъектов РФ в порядке убывания по значению интегрального рейтингового балла.

В число аутсайдеров и близких к ним регионов, занявших места с 66-го по 85-е, вошли те же республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Марий Эл, а также Курганская область из правительственной 8-ки. И вместе с ними туда же попали те же республики СКФО!

Аналогичный рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2018 года пока не опубликован в полном объёме, но, судя по комментариям исследователей,  и анализа итогов ранжирования в 2015-2017 годах, особых изменений в положении субъектов РФ не произошло.

Наглядным индикатором ситуации в субъектах РФ служит и опубликованные 12 марта 2019 года результаты составления рейтинга “Зарплаты в сфере образования в регионах России – Рейтинг 2019“. В число последней двадцатки регионов вошли лишь четыре из правительственного списка восьми отстающих.

Ранее (13 декабря 2018 года) РИА Рейтинг обнародовал результаты общего анализа по теме “Уровень и распределение зарплат в регионах России – 2018”, из которого также следует, что у Курганской и Пензенской областей, соответственно, 66-е и 68-е места, а у республик Калмыкия и Мордовия, соответственно, 76-е т 80-е места. Тогда как в число регионов с наименее низкими зарплатами вошли все те же пять республик СКФО.

При этом отмечено, что сразу в 22 регионах страны доля людей, получающих менее 15 тысяч рублей в месяц, превышает 33%. Лидером по доле низкооплачиваемых работников является Дагестан – 46%, а второй результат у Карачаево-Черкесской Республики (44%).

Конкретным дополнением к характеристике ситуации в субъектах РФ служат, наконец, и результаты исследования  РИА Рейтинг “Рейтинг регионов по уровню безработицы в ноябре 2018 – январе 2019 гг.“, опубликованный 19 марта 2019 года. В числе регионов с наибольшей безработицей, занявших места с 66-го по 85-е, опять вошли республики Тыва, Калмыкия, Алтай, а также Курганская область. Вместе с ними в последнюю двадцатку попали все 6 республик СКФО.

В чём же причина?

Причины такого зачастую необъективного отношения федеральных властей к регионам многими политологами ранее объяснялось субъективными факторами, связанными с отношениями к главам субъектов РФ, предвыборной ситуацией, международными отношениями, лоббистскими интересами и возможностями заинтересованных лиц из ближнего окружения Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в том числе олигархов.

В то же время правительственные чиновники в Москве вынуждены были учитывать и различные методики при расчётах финансовой помощи регионам, основанные на объективных статистических показателях.

Однако можно предполагать, что коррективы в желании правительства Медведева выравнивать уровни социально-экономического развития регионов внесли и другие соображения. Они, вероятно, связаны с ознакомлением данных Росстата о росте доли неформальных работников.

К занятым в неформальном секторе относятся:

  1. индивидуальные предприниматели;
  2. лица, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
  3. помогающие члены семьи в собственном деле, принадлежащем кому-либо из родственников;
  4. работающие на индивидуальной основе, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  5. занятые в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи или обмена. В 2017 г. учитывались только лица, производящие продукцию преимущественно для продажи. До 2017 г. в численности занятых учитывались лица, как производящие продукцию преимущественно для продажи, так и продающие излишки своей продукции.

Так вот, по последней информации самый высокий процент неформально занятых зафиксирован в Чечне (64), Дагестане (52), Ингушетии и Кабардино-Балкарии (по 48). Причём численность занятых в неформальном секторе в Дагестане составила в 2017 году 669,5 тысячи человек.

Учитывая негативное отношение властей к теневой и серой экономике, а также принятие в 2018 году федерального закона о самозанятых (вступил в силу в 2019 году в четырех субъектах РФ), можно предполагать, что получение доходов от неформальной деятельности привело к выводу об отсутствии срочности в оказании целевой формы финансовой и другой помощи республикам СКФО, где в 2017 году Росстатом зафиксирован средний уровень неформальной занятости в 44,9% (2 млн 192 тысячи человек)! При том, что по итогам того же года этот показатель по стране равнялся 19,8% (14,3 миллиона человек).

Итого

В тоже время надо учитывать, что, судя по выступлению Дмитрия Медведева на упомянутом совещании, поддержка перечисленных 8 регионов предполагает разные инструменты. “Речь идёт именно о развитии: это и грантовая система, и принятие инфраструктурных решений, и создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, естественно, работа по национальным проектам. Где-то, может быть, нужно инвесторов немного подтолкнуть или, наоборот, провести ревизию того, что они сделали или не сделали” – сообщил он. В Дагестане, как известно, ТОСЭР организованы в городах Каспийск и Дагестанские Огни. Есть подвижки и по инфраструктурным решениям, и по национальным проектам.

Тем не менее, исходя из опыта оказания помощи и поддержки субъектам РФ со стороны федеральных властей, надо добиваться более позитивных решений по всем возможным направлениям взаимодействия центра и регионов.

 

Эдуард Уразаев

Эта публикация была опубликована на 30.03.2019 16:12 16:12

Посмотреть комментарий (3)

  • А кому нужно , чтобы Дагестан стал лучше жить , им важно чтобы он чуть жив остался ??,?

  • "Почему так произошло, несмотря на недавние заявления министра экономики и территориального развития Дагестана Османа Хасбулатова о представлении в Правительство РФ списка из 372 объектов на 360 млрд рублей, которые должны были лечь в основу отдельного решения федеральных властей по республике?"

    Эх, далеко Османчику до Раюхи Айдакидаловича!

    • зато член мекегинского клана и сын профессора философии

Leave a Comment