Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

ГУПы и МУПы: казнить, нельзя помиловать?


В Правительстве Дагестана состоялось совещание по вопросу обеспечения эффективности деятельности ГУПов республики.

Обсуждалась эффективность работы государственных унитарных предприятий в сфере сельского хозяйства, в оперативном управлении которых имеются земельные участки, имущество, инфраструктура.

Напомню, что в конце 2019 года Президент России Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым до 2025 года ГУПы и МУПы должны быть ликвидированы. Кроме тех, которые могут оставаться на неконкурентных рынках внутри таких ведомств как: Минобороны, МЧС, в некоторых районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в различных жизненно важных сферах.

Все остальные ГУПы, МУПы, в секторах конкурентных рынков должны быть подвержены преобразованиям. В большей степени предлагается их преобразовать в акционерные общества, потому как там есть публичная отчетность и внутренняя иерархия самоконтроля, совет директоров или собрание акционеров.

Тема ГУПов обсуждается у нас последние пять лет. Количество ГУПов может быть немного подсократилось за это время, но вопрос сокращения и изменения их формы собственности протекают очень вяло. Это в том числе может быть обусловлено тем, что в целом по стране и внутри республики за каждым ГУПом находятся лица или группа лиц, которые и лоббируют их интересы и способствуют сохранению такой формы организации.

Вопрос должен решаться быстро, оперативно и с одной лишь позиции. Насколько эффективно используется имущество, которое находится в оперативном управлении у ГУПов и МУПов?

Практически все унитарные предприятия имеют убытки, хотя они должны зарабатывать, показывать эффективность своей работы. По закону об унитарных предприятиях и в соответствии с их уставами они являются коммерческими предприятиями. И на полном основании со всеми другими формами, видами предприятии и организации, они должны конкурентно работать. Они полагаются на то, что собственником этих предприятии является государство или муниципалитет, и что в случае ухудшения их финансовой ситуации им помогут их учредители. Вот такая архаичная форма, которая перешла от советских предприятий, никак не приводит к эффективному введению хозяйства.

Позиция правительства, ведомств, что их курируют, должна быть более жесткая, оперативная, четкая. Раз они никак не переходят из малорентабельных, неэффективных компании, в число серьезных, перспективных, их нужно просто преобразовать путем приватизации, либо же сменой организационно-правовой формы с дальнейшей распродажей в частные руки.

Люди, которые стоят за этими предприятиями, затягивают этот процесс, потому как если перейдут в частные руки, соответственно все, кто стоят за этим имуществом, теряют власть, полномочия, управление над предприятиями. Они придумывают разного рода причины, что вот после приватизации и перехода в частную собственность, будут сокращения рабочих мест, профилирование, рисуют разные страхи.

Позиция правительства должна быть жесткой, если эти предприятия приносят убытки, если имущество используется неэффективно, с них не получают налоги, не получают достаточных доходов в виде зарплат, то нужно от всего этого избавляться, тем более что занимают довольно востребованное имущество в этих конкурентных рынках и бездействуют.

Этот закон долго обсуждался в Госдуме, сначала хотели в 2021 году закрыть ГУПы и МУПы. Но в виду активного их лобби нашли  компромиссное решение и по недавно подписанному закону  заложили крайний срок для их преобразования – 2025 год. Без такого волевого решения этот вопрос будет растягиваться на долгие годы.

Эта форма хозяйствования в принципе себя изжила. Если посмотреть по Махачкале, МУПом может остаться троллейбусное предприятие. Оно убыточное, в него не пойдет частный капитал, и в таких специфических, ограниченных сферах оно может существовать, так как на него возложены очень важные социальные функции.

Эта форма организации может быть поддержана через субсидии, дотации. И вот такие специфические, жизненно важные сегменты, где никак конкурентный рынок нельзя организовать, государство говорит, мы там можем допустить это, а во всем остальном – ГУПы не имеют смысла для функционирования.

Особенно в аграрной части много ГУПов, типа совхозы, или какие-то сельские предприятия, которых перевели в ГУПы, им принадлежат огромные площади, и вот они функционируют, не хотят особо менять форму собственности, многие из них сдают эти земельные или офисные площади в субаренду. Живут на эти небольшие доходы, большей частью скрытых и в отчетности показывают убытки.

Таким образом, я мало представляю где у нас в Дагестане ГУПы и МУПы должны быть сохранены. Практически все они должны быть преобразованы в акционерные общества с дальнейшей приватизацией акции в частные руки.

 

Халил Халилов, экономист – специально для РИА «Дербент»

Эта публикация была опубликована на 03.02.2020 03:04 03:04

Leave a Comment