Рабочий визит вице-премьера РФ – главы Минфина РФ Антона Силуанова в Дагестан, где зампред провел совещание по реализации нацпроектов в субъектах СКФО, стал для республики ключевым событием ушедшей недели.
Казалось бы, рядовая поездка федерального министра, к приезду которых при действующем главе РД Владимире Васильеве уже все порядком привыкли, возможно, таит в себе глубинный кризис, в пучину которого продолжает погружаться Дагестан.
Об этом и не только читайте в интервью с экономистом Маиром Пашаевым.
– С чем приехал в Дагестан вице-премьер РФ Силуанов?
– Цель визита – исполнение нацпроектов в Дагестане, вернее, реальная опасность провала запланированных к 2024 году параметров. Очевидно, что перспективы развития малого и среднего бизнеса в отдельном регионе – не уровень первого вице-премьера федерального правительства, министра финансов и даже не уровень министра Орешкина, который посетил Дагестан за последние четыре месяца дважды(!). Дело в том, что Дагестан тянет всю экономику страны назад.
– В Махачкале Силуанов провел совещание по реализации нацпроектов в субъектах СКФО. Какова реальная картина в округе? Что можно сказать об участии Дагестана в этих нацпроектах, об их реализации?
– Реальная картина пока не сложилась, кроме как планирования. По финансированию и реализации сказать пока ничего. То, что реализация нацпроектов запаздывает по стране в целом, более чем ясно констатировал премьер Медведев. Видимо, неопределенности в этой сфере и привели Силуанова в Махачкалу. Возможно, есть понимание: без сильной деловой, коммерческой, проектной, инвестиционной составляющих достичь параметры нацпроектов невозможно. Поэтому такое внимание к бизнесу.
– Много говорилось о поддержке малого и среднего предпринимательства, а как оно происходит на деле? Достаточно ли этой поддержки?
– Единичные инструменты и незначительное финансирование в этой сфере не спасают ситуацию. Количество закрывшихся предприятий МСП в республике в пять раз превышает количество вновь открывшихся. По стране чуть лучше – в два раза. Бизнес однозначно рефлексирует на нарастающий налоговый прессинг. А предложения со стороны власти крайне ограничены – власть расставила на пути к развитию бизнеса такие препятствия, что обойти их практически невозможно. И коррупция на месте. А деньги сами по себе не являются ни фактором, ни источником развития. Всегда есть вещи поважнее, чем деньги.
– В ходе визита Силуанова активно обсуждались инструменты поддержки МСП – банки, бизнес-навигаторы, ассоциация. Что из этого может заработать в СКФО и что даст предпринимателям округа?
– Новые инструменты нужны, они очень даже актуальны, но вопрос в том, как они работают. Прозрачность, масштаб, эффективность. Правительство часто выдает желаемое за действительное. И очень часто ведет себя как слон в посудной лавке. Устранение входных барьеров, проектно-инвестиционные предложения от власти, кооперация и ЧГП, мотивация бизнеса на долгосрочный период важнее всех финансовых инструментов, вместе взятых. Такого рода работа не ведется, например, в формате масштабной и долгосрочной государственной экономической политики. Что может дать предпринимателям очередная порция денег? Получат, потратят, а эффективность бизнеса, возможности долгосрочного развития, капитализации, ведь сведены к нулю. Круг замкнулся.
– Насколько реальны заявления властей о том, что к 2024 году объем закупок у субъектов МСП, зарегистрированных на территории СКФО, достигнет 110 млрд рублей?
– Да запросто. Это механистический подход к цели, без учета существенного увеличения бюджетов регионов, растущего госсектора, госаппаратата, увеличения зарплат, роста инфляции и т.д.. Совокупный количественный рост нескольких факторов всегда обеспечивает нарастающий рост.
– Силуанов заявил, что он прибыл с коллегами в Дагестан, чтобы “услышать от вас вопросы по поводу создания новых инвестиционных проектов”. Много ли нового услышали? Что из озвученного реально заслуживает внимания?
– Не думаю, что новые инвестиционные проекты в сложившейся в Дагестане ситуации так актуальны. Как бы со старыми разобраться. И откуда должны взяться новые проекты? Их просто придумывают в министерствах? Другое дело, что необходимо провести стратегический анализ территории, включая инвестиционный анализ, бизнес-анализ и стратегическое планирование, проектирование территории, сформировать глобальное инвестиционное предложение для бизнеса, привлечения иностранных инвестиций.
В штате Калифорния, например, действуют около одной тысячи частных институтов инвестиций, агентств по экономическому развитию, фондов поддержки предпринимательства. Сколько таких структур в Дагестане? Нет ни одной.
– Силуанов отметил, что в Дагестане “есть все возможности для увеличения роста экономики”, объяснил ли причину, по которой этот рост не наблюдается в настоящее время? За счет чего планируется реализовывать заявленный им рост экономики?
– Высокий потенциал, который у Дагестана действительно есть, нельзя путать с возможностями. Возможности – это когда определены общественный договор и правила игры, источники роста и инструменты их реализации, центры экономического роста и опорные проекты развития, в целом, удалось выйти на новую модель экономики и есть профессиональная команда развития. Ничего подобного в Дагестане нет и не предвидится. За счет чего – инвестиций, новых технологий, увеличения производительности труда, заработной платы, роста доходов и потребления, повышения конкурентоспособности региональной экономики, ее включения в мировые логистические цепочки. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем только ухудшение этих категорий.
Эта публикация была опубликована на 18.06.2019 08:03 08:03
Leave a Comment