Новости, события и происшествия в жизни Дагестана, Кавказа, России и мира. Комментарии, оценки и взгляд экспертов. Фото, видео и блоги.

Бог любит троицу, или Какой будет Стратегия-2035 после проваленных двух

Первый вице-премьер Дагестан Гаджимагомед Гусейнов выступил с видеообращением к жителям республики, в котором призвал дагестанцев принять участие в формировании Стратегии развития субъекта до 2035 года.

По словам Гусейнова, документ определит ключевые направления развития республики на долгосрочную перспективу. На данном этапе к его формированию привлечены представители региональных и муниципальных властей, научного и экспертного сообщества Дагестана, а также федеральные эксперты. Однако премьер РД Артем Здунов поручил привлечь к этой работе и общественность.

Также 1-ый вице-премьер отметил, что в рамках совместной работы предстоит:

  1. Комплексный анализ социально-экономического развития РД;
  2. Определение сценария и ключевых направлений стратегических приоритетов;
  3. Подготовка стратегических проектов социально-экономического развития РД на период до 2035 года;
  4. С учетом основных положений Стратегии разработать все государственные программы РД.

Кроме того, Гусейнов рассказал, что желающие войти в состав экспертных групп по разработке Стратегии-2035, могут заполнить анкету на официальном сайте Минэкономразвития РД.

С тем, чтобы иметь более широкое представление о сути и значимости заявленного документа, а также вероятных мотивах республиканской власти в лице Гаджимагомеда Гусейнова РИА «Дербент» обратилось за комментарием к экономисту Маиру Пашаеву.

– Что можете сказать об объявленной теперь новой версии стратегии Дагестана? В прошлом году по теме был проведен ряд стратегических сессий. О чем идет речь?

– Долгосрочные стратегии разрабатываются всеми субъектами федерации, а их проекты должны быть представлены в Минэкономразвития РФ. Около половины субъектов страны уже представили свои проекты. Видимо, центр попросил республику ускорить проект. Действительно, стратегические сессии в прошлом году были проведены, хотя без особого результата. Но ранее, начиная с середины 2017 года, были планы доработки действующей с 2011 года в ранге закона РД Стратегии-2025, в Стратегию-2035 – допускается как корректировка действующей Стратегии, так и ее актуализация с изменением срока действия. Теперь, насколько я понял, объявлено о разработке нового документа. Стратегия начинается с замысла, включает анализ социально-экономического развития, приоритеты, факторы и ресурсы развития, разделы пространственного, экономического, социального и научно-инновационного развития региона, программы и механизмы реализации.

Что касается действующей Стратегии-2025, то по ней сказать нечего: она фактически не реализована. Но подводить как-то итоги придется – при разработке нового документа рекомендовано учитывать результаты реализации стратегических документов субъекта РФ, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде. Кроме того, стратегия региона должна учитывать все остальные документы стратегического планирования территории, включая стратегии социально-экономического развития муниципальных образований. Хотя у республиканских муниципалитетов их нет.

Презентация Стратегии социально-экономического развития РД до 2020 года. Май 2009 года.

– Сколько и какие ранее были, аналогичные предложенной теперь стратегии, долгосрочные документы развития Дагестана? Если кратко, что они из себя представляли и какова их судьба?

– Первый проект стратегии Дагестана, Стратегия-2020, был разработан в 2008-2009 годы специалистами АНО «Урбэкс-развитие». Мне пришлось участвовать в разработке документа, в частности разработал разделы конкурентоспособность региона, маркетинг территории и кластерное развитие. Стратегия-2020 была разработана с широким участием дагестанских ученых, экспертов, чиновников, уровень экономической дискуссии тогда был максимально возможным. Документ вышел понятный и реализуемый, несмотря на кризисные годы, имел хорошие перспективы реализации. Президент Дагестана Муху Алиев вроде бы тоже хорошо воспринял документ, одобрил. Летом 2009 года парламент рассмотрел в первом чтении, но затем утверждение документа всячески откладывали. Была версия, что М.Алиев отложил реализацию на свой возможный второй срок.

В 2010 году, с образованием СКФО и со сменой руководителя республики было принято решение о разработке нового стратегического документа – Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, который должен был быть синхронизирован со Стратегией-2025 СКФО. Документ был разработан компанией «AV», получился структурно выверенным, качественным, сложным, но, тем не менее, имел хорошие перспективы. Был утвержден в июле 2011 года, получил свой старт в 2012 году. И в целом, в плане экономического развития 2011-2012 годы были сравнительно удачными. Но следом, с приходом к власти Рамазана Абдулатипова, Стратегия-2025 была отодвинута в угоду предложенным им приоритетным проектам.

– Стратегия-2035 призвана определить развитие важнейших сфер и на очень длинную перспективу. Соответственно, власти подчеркивают его серьезность. Почему в таком случае с подобным призывом к населению выступил первый вице-премьер Гусейнов, а не Глава Дагестана В.Васильев или Председатель Правительства А.Здунов?

– Возможно, когда по Стратегии-2035 будут приняты соответствующие указы или распоряжения, они тоже выступят. Через месяц отчет Главы Дагестана в Народном собрании, стоит ожидать и про Стратегию, и программные заявления по экономической политике, экономическому развитию, инвестиционной политике. Пока их не было. Экономическая политика власти должна быть объявлена: стратегия региона не разрабатывается в «чистом поле», с чистого листа, это не теоретический документ группы ученых.

– Обращение к дагестанцам следует воспринимать как популизм, формальность, или в нем есть реальное желание вовлечь население в формирование столь важного документа?

– Формализма чиновникам не занимать, и так бьет через край. Недавно республиканский бюджет сформировали без участия граждан. Почему же тогда не прозвучал призыв к населению, не собрали предложения, инициативы? Но после утверждения бюджета про граждан вспомнили – призвали участвовать в формировании программы правительства. Такие двойные стандарты. Но статус Стратегии, важность для будущего Дагестана, что документ находится на контроле федерального центра, вряд ли позволят так вольно с ним обращаться. Пока, кроме призыва, сам формат широкого обсуждения не получил.

– Почему с аналогичными инициативами или программными заявлениями в сфере экономики сразу после своего назначения не выступил премьер А.Здунов? Есть ли какая-то реальная заинтересованность правительства Дагестана в экономическом развитии, в позитивном тренде? И чем это подтверждается?

– Такого рода вопросы накапливаются. По экономической политике, кроме как требования налогов, ничего за год заявлено не было. Регион новый, ситуация сложная, нужно время для изучения, анализа. Но время идет, вопросы перезрели, и мы их задаем. Нельзя все время говорить: наводим порядок, приводим к порядку. Такого рода проблемы, как в Дагестане, во всех регионах страны: семь губернаторов и шестнадцать вице-губернаторов под следствием или уже получили сроки. Они что, тоже дагестанцы? Ничего нового, ничего удивительного в Дагестане в последние годы не происходило – все давно было разложено журналистами, экспертами по полочкам и опубликовано в СМИ и соцсетях. Надо было вовремя принимать меры.

Теперь вопросы еще потому, что пора подводить экономические итоги за 2018 год. А они по многим параметрам отрицательные: строительство сильно просело, торговлю лихорадит, и в остальных отраслях без особого позитива. 29 января Глава Дагестана Владимир Васильев провел совещание по исполнению бюджета 2018 года. Так вот, бюджет Дагестана 2018 года не исполнен, можно сказать, исполнение провалено, а докладчики отчитались об увеличении бюджета и даже о профиците бюджета! Также отчитались об увеличении налоговых и неналоговых доходов на 5 млрд рублей за год. Разве увеличение налогов, сборов без роста экономики и при снижении реальных доходов населения может считаться достижением? За это ставят двойку.

Проекты, инвестиции не удалось за год сдвинуть. Инвестиционный анализ региона не проведен, инвестиционный стандарт не реализован. Чиновники ходят по местам былых инвестиций, посещают какие-то инвестиционные площадки, которые на боку, отчитываются публично, что все хорошо. Выглядит это странно: республиканские эксперты знают не только ситуацию в отраслях Дагестана, на предприятиях или инвестиционных площадках – знают, куда какое яблоко завтра упадет. Как бы на инвестиционный форум в Сочи не отвезли старую «витрину» проектов на двести с лишним миллиардов.

Выборы главы Махачкалы обнажили ряд проблем, вызвали серьезные дискуссии. И снова, вопросы. Кто виноват в том, что Дагестан вместо благоустроенной столицы получил свои «тридцать три километра позора»? Государство и чиновники. Почему миллион человек должны жить в униженном состоянии? Вместо того, чтобы научить граждан соревноваться за лучшее, научили приспосабливаться к худшему. Хорошо, что люди не смирились и начали требовать достойные для жизни условия.

– Говорит ли это нам о том, что республиканское правительство все еще имеет недостаточное представление о положении дел в республике и тем более, о будущем Дагестане?

– Не совсем так. По крайней мере, эксперты дают происходящему в Дагестане правдивую оценку. Так как публикаций такого рода более чем достаточно, власти все известно. Возможно, они не всегда с пониманием относятся, а где-то пытаются приукрасить. Вот последнее интервью Главы Дагестана В.Васильева (в газете «Новое Дело») обнадеживает. Не тем, что все хорошо, а видением, близким к реальному положению вещей. Увидеть Дагестан в реальном срезе крайне тяжело и не всегда все увиденное приятно озвучивать.

Теперь о будущем. Необходимо проводить стратегический анализ территории – планируемого анализа социально-экономического развития Дагестана для разработки Стратегии-2035, крайне недостаточно. А это работа совсем другого масштаба, структуры, морфологии, сложности. С начала января команда форсайта агломерации начала выявлять стратегический срез по Махачкале, скоро опубликуем пилотный доклад. Небольшая пауза связана с выборным процессом на должность главы города. Тоже наблюдаем, проводим анализ выступлений кандидатов, дискуссий, обобщаем материалы.

Могу отметить, озвученные на днях планы по развитию Дербента, вкупе с новым форматом текущих выборов главы Махачкалы показывают: в республике начали открываться своего рода окна возможностей. Ни Главе Дагестана, ни председателю правительства до сих пор их создать не удавалось. А ведь это их прямая обязанность, причем, основная.

Маир Пашаев

– Насколько эффективны документы планирования, принимаемые на столь отдаленную перспективу? И в этом ключе, каковы все-таки перспективы новой стратегии и ожидаемый эффект?

– Критика долгосрочных стратегий звучит часто. Но не стоит обращать внимание. Видение перспектив, горизонты прогнозирования на 20-30 лет вперед, делового планирования на 5 и более лет, в данном случае на 15 лет, необходимы и полезны. Исполнение никто не может гарантировать. Как и эффективность. Но стратегия, прежде всего, документ ориентирующий, определяющий правильное направление движения и дистанцию пути. С другой стороны, стратегия содержит долгосрочные программы занятости, образовательные, инновационные, экологические и некоторые опорные для региона проекты, горизонт реализации которых не менее 10 лет.

Регион и муниципалитет обязаны иметь долгосрочные программы развития. Стратегия-2035 может дать много нового. Например, отраслевые программы. Ни в одной из отраслей Дагестана нет долгосрочной программы, ни одно министерство, ведомство республики не реализует государственную системную политику в своей сфере. Почему в аграрном регионе нет системной аграрной политики? Мы знаем, маленькая Белгородская область на протяжении двадцати лет реализует аграрную политику и добилась замечательных результатов. Как на уровне крупных аграрных предприятий, комплексов, холдингов, так и на микроуровне – на селе действуют 32 тысячи семейных ферм, КФХ, кооперативов. Годовой экспорт с\х продукции на миллиарды долларов.

Сколько таких ферм, хозяйств у нас, в большой республике? Пятьсот или тысяча? Про мизерный экспорт Дагестана даже упоминать не стоит. А кто мешает организовать кластеры? Ведь в Дагестане действовали кластеры союзного значения: виноградо-виноконьячный, плодоовощеконсервный. Они и сегодня имеют хороший потенциал. Несколько кластеров малых предприятий проявляются в Махачкале. Пространственное планирование, агломерационное развитие, промышленная политика, политика развития туризма – разве не актуальны для Дагестана? Стратегия-2035 может объединить и такие направления долгосрочного развития.

– Обеспечены ли стратегические планы в достаточной степени ресурсами, финансами, квалифицированными кадрами? Какие риски не учтены?

– Все это, собственно, предмет Стратегии-2035. В Дагестане имеются все возможные риски вместе взятые. Задача – пытаться их нивелировать, минимизировать риски. Квалифицированными кадрами стратегия не обеспечена. Для формирования Стратегии-2035 и тем более ее реализации, требуется команда развития. Что касается финансов, то они должны быть выделены целевым назначением. По перспективам крупных инвестиций есть вопросы. Необходимо провести инвестиционный анализ региона, аудит начатых в регионе крупных системообразующих проектов, планировать новые инвестиционные площадки, формировать новый реестр проектов развития.

 

 

Беседовал Мурад Шихахмедов

Эта публикация была опубликована на 30.01.2019 20:46 20:46

Посмотреть комментарий (1)

  • Уважаемый Маир! С удовольствием прочитал Ваше интервью, мне в этом году исполнится 56, а через 16 лет мне уже будет 72, очень хочу знать где мы будем искать Васильва, Здунова и Гусейнова в 2035 году, не надо забывать, что товарищу Васильеву в этом году исполняется 70 лет!!! 

    Дагестанцы устали от этих вечных разговоров про какие-то программы, народ очень хочет, чтобы максимум в 3-5 лет в Дагестане произошли позитивные политические и экономические преобразования. Если эти очередные фантазии Московско-татарских практиканов опять провалятся, что нам делать, куда нам идти??? 

    А то что у этой команды ничего не получится сегодня практически ни у кого нет сомнений. 

    Категорически нельзя сегодня принимать программы на такие сроки, максимум программа должна быть 2020-2025!!! 

    Для этого во главе Дагестана должен быть другой Глава Республики, который будет пользоваться доверием народа и настоящий Председатель Правительства,  хорошо понимающий в экономике и знающий как вывести Дагестан из этой яма!!!

Leave a Comment