Соски на дорогах. Кто наживается на строительстве горных артерий в Дагестане?

Миллиарды бюджетных средств выделяются на строительство дагестанских дорог, но до горных районов они не доходят. В некоторых селениях горцы и сегодня прокладывают транспортные «артерии» вручную.

Как сообщает газета « Версия», Дагестан в этом году должен получить из федерального центра 3,5 млрд. рублей на дороги. Еще более 1 млрд. рублей выделяется республиканским бюджетом на содержание транспортных «артерий».

В 2013 и 2014 году дагестанские дороги обходились федеральному и республиканскому бюджетам суммарно в 3-4 млрд. рублей.

Радужная статистика и уголовные дела

Меж тем власти сообщают об успехах в дорожной отрасли. В своем послании к Народному собранию глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в январе 2014 года заявил: «Мы существенно увеличили объемы и модернизировали дорожное строительство…




За короткий период приведено в порядок более 400 километров дорог в горных районах, построено 11 мостов. В этом году мы практически удвоим объемы строительства дорог. Таких темпов дорожного строительства в республике не было давно. Хорошим подспорьем в работе дорожников является и пуск асфальтобетонного завода мощностью 160 тонн в сутки в Кумторкалинском районе». В СМИ обнародована и другая цифра: около 50 млрд. рублей в течение 10 лет будет израсходовано на дороги в Дагестане.

Сейчас в республике компания Магомедова «Сумма» строит (реконструирует) заводы по выпуску дорожного покрытия. Не исключено, что именно эта компания поборется за реализацию одного из самых золотоносных дорожных проектов Дагестана. Речь идет об Аварско-Кахетинской дороге, которая должна соединить республику с Грузией.

Аварский проект Рамазана Абдулатипова

Построить предполагается недостающие 83 километра трассы стоимостью в 30 млрд. рублей. Конечно, честь финансирования предоставляется федеральному бюджету.

Проект в республике называют «прорывным» и связывают с именем нынешнего главы республики Рамазана Абдулатипова (он уроженец Тляратинского района, а часть трассы как раз планируется провести через эти места).

Для жителей высокогорья Дагестана эта магистраль благо: трасса пройдет через Шамильский, Тляратинский, Цунтинский районы, а также через Бежтинский участок. Во-первых, появится нормальная дорога по обе стороны границы – хочешь, поезжай в Махачкалу, хочешь – в Тбилиси или в Турцию. Тот бизнес, который сегодня не развивается из-за труднодоступности столицы (производство молока, мяса), сможет расти. Во-вторых, дорога всегда «плодит» возле себя небольшие частные предприятия (магазины, кафе, гостиницы, СТО – для дальнобойщиков и туристов).

Цели Дагестана ясны: во-первых, получить дорогу в высокогорье, проложенную на средства из Центра. Во-вторых, стать транзитным коридором для продовольственных фур, направляющихся из Закавказья в Москву.

По словам главы агентства транспорта и дорожного хозяйства республики З. Хучбарова, проект первого участка протяженностью 12,5 километров уже завершен…

Другой вопрос, поддержат ли проект в Кремле (тут могут быть возражения финансового характера) и в Грузии (скорее, политические возражения).

«Все уже украдено до нас…»

Строительство дорог в советское время считались золотой жилой. Вот и сейчас в этой сфере в Дагестане – периодические скандалы, споры, уголовные дела.

Дело о нецелевом использовании 87 млн рублей, которые были выделены из бюджета республики на строительство автодороги Махачкала – Аэропорт, расследовала прокуратура республики в начале года.

Также в этом году прокуроры обнаружили факт хищения 900 тысяч бюджетных рублей в дорожно-эксплуатационном предприятии Сергокалинского района.

В 2014 году шло разбирательство в горном Ахвахском районе. Чиновников района заподозрили в изготовлении фиктивных актов о повреждении сельских дорог, благодаря которым они получили из республиканского бюджета 3,6 млн. рублей.

Сколько бюджетных средств потеряно на выполнении несуществующих дорожных работ или их некачественном производстве?.. А если перевести на километры горных дорог – сколько?

 

Али Гасанов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение