Почему не строят дороги там, где в них особенно нуждаются?

1

На днях ездил в село Самур, где проводилась протестная акция против запуска водозабора. Чтобы туда попасть нужно было сделать огромный крюк, часто со скоростью черепахи передвигаться по отвратительным разбитым дорогам, на которых осталось жалкое подобие асфальта, а то и не было вовсе.

Кстати говоря, крюк колоссальный. Чтобы доехать до Самура из Куллара – последнего села Дербентского района, расположенного на федеральной трассе «Кавказ», необходимо преодолеть 52 км. Продолжив путь до села Гапцах, свернуть затем налево и ехать вначале по асфальту, а потом по пыльным и каменистым дорогам, проезжая с десяток селений, – весьма сомнительное удовольствие.

Есть еще одна дорога, проходящую через селение Оружба, которая сокращает крюк до 30 км, вроде бы сэкономленное расстояние не даст никакого преимущества по времени. Наоборот приедешь позже, да еще и можно угробить машину.

Вот такая ситуация, а ведь дельта Самура густонаселена и является стратегически важным приграничным регионом. А на дороги внутри селений (почти в каждом проживает по нескольку тысяч человек) без слез не взглянешь. Создается впечатление, что кто-то сознательно тормозит развитие этого богатого сельскохозяйственного региона, в котором высокие урожаи дают и зерновые культуры, и плодовые, в т.ч. орехоплодные деревья, включая теплолюбивые субтропические и многие другие.

Тут же расположен уникальный Самурский лиановый лес, богатый ценными видами растений и животных (многие из них являются эндемиками), и, конечно же, побережье Каспийского моря, которое в данном месте можно было превратить в высокодоходную курортную зону.

Конечно, помимо дорог тут имеется огромное количество проблем, в первую очередь связанных с водораспределением и незаконным отбором воды из реки Самур и подземных источников, ею формируемых. Но это отдельная тема, остановимся на дорогах.

Как известно, транспортная инфраструктура может быть тормозом и двигателем развития того или иного региона. Недаром, американцы в период Великой депрессии строили дороги, заложив фундамент для будущего процветания. Бурными темпами сейчас строятся дороги в Китае, причем даже на высоте более 5 км над уровнем моря.

Но в приморской части Магарамкентского района такой проблемы нет – это равнина. Провести дороги там совсем несложно, если не считать строительство мостов через Самур. Но данный вопрос даже не поднимается в Дагестане.

Среди всех населенных пунктов «самурской» зоны помимо Самура следует отметить селение Азадоглы, которое вообще находится в транспортном тупике. Для общения с Самуром и другими селами данной зоны азадоглинцам приходится переходить реку Самур вброд или на машинах повышенной проходимости.

Ситуацию для жителей окрестных сел в какой-то степени спасает электричка, которой местные жители пользуются, чтобы ездить в Дербент. Но этого явно недостаточно.

Все кардинально мог бы изменить небольшой 9-километровый участок дороги от Куллара до Самура с мостом через реку, который сократил бы дорогу в данное село и еще 10 сел в 3-5 раз. А ведь там проживает около 20 тысяч человек.

Представляете, как уменьшились бы ежедневные издержки и временные и финансовые для местных жителей и не только для них? А совокупную экономическую эффективность даже сложно оценить, так как сразу появляются совершенно иные условия для развития данного региона.

Когда на фоне этого узнаешь, что реализуются гораздо более сложные в техническом отношении проекты на подобие дороги Карата-Ботлих, которую, более того, расширят с 8 до 12 метров, то начинаешь думать о том, а на основании чего выстраиваются такие приоритеты? Хотя это еще можно понять, так как улучшается транспортная связь между двумя довольно крупными райцентрами.

Но вот проведение дороги в высокогорное село Кусур Рутульского района ради 20-30 человек, там проживающих, когда есть несравненно более насущные проблемы – обеспечение нормального транспортного сообщения гораздо более перспективного региона, в котором проживает на три порядка (!!!) больше людей, заставляет более глубоко задуматься над этим вопросом.

Наверно такие приоритеты очень сомнительными могут казаться не только жителям Юждага, но и всем здравомыслящим людям, однако те чиновники, которые принимают решения, руководствуются совсем другими целями, в которых первостепенным проблемам жителей Юждага совсем не остается места.

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. степа:

    что с его лицом??)))))))))фотомонтаж для таких как он ))))))))