Кавказский голос на президентском межнацсовете

На последнем заседании Совета по межнациональным отношениям, которое было проведено в Астрахани 31 октября под председательством Президента России Владимира Путина, с предложениями выступили три руководителя национальных организаций кавказских народов.

Смешивать и укреплять

Асламбек Паскачев (Российский конгресс народов Кавказа) свое выступление посвятил вопросам внешней и внутренней миграции. В завершении он высказал странную мысль о необходимости миксации представителей всех народов нашей страны «для достижения целей Стратегии формирования общероссийского гражданского самосознания, духовной общности и гражданской идентичности».

Возможно (как следует из его дальнейших предложений) он имел в виду «смешивание» народов и их совместное проживание благодаря целенаправленной миграции. Однако в этнологической литературе под миксацией понимают нечто иное, а именно появление нового народа из нескольких, «перемешавшихся до однородности». Но даже, если подразумевалось просто совместное проживание, то непонятно, почему для укрепления общероссийского самосознания всем народам следует жить чересполосно друг с другом? Это очень спорное утверждение, так как в федеративном государстве вообще-то следует уважать этнорегиональные различия и укреплять единство в многообразии, а не превращать страну в мешанину.

Российские народы – на передний план

Ариф Керимов (ФЛНКА) поднял не менее острую тему о разделенных народах России, справедливо заметив, что ей уделяется недостаточно внимания со стороны государства. Он привлек внимание Президента к тому, что не налажен полноценный культурно-духовный обмен на государственном уровне не только с русскими, оказавшимися вне России, но, в большей степени, между лезгинскими народами (сюда же можно отнести и аварцев), проживающими по обе стороны российско-азербайджанской границы. Для его решения он предложил внутри Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) создать департамент для работы с соотечественниками.




Президент России Владимир Путин и глава ФЛНКА Ариф Керимов

Еще одним его предложением была необходимость создания перечня российских народов — тех, которые «исторически жили в Российской империи и в Российской Федерации, не имеют за пределами России своей государственности». Керимов в поддержку своего предложения привел зарубежный опыт в этой сфере. Это позволит, на его взгляд, решить вопрос о первоочередной поддержке возвращения на родину представителей именно этих народов. Примечательно, что Владимир Путин отреагировал положительно на предложение создать такой перечень: «Наверно, можно».

Однако данная инициатива может иметь также и другие положительные стороны, которые Ариф Пашаевич возможно не смог упомянуть в рамках регламента. В первую очередь она придаст конкретный смысл отдельным положениям Конституции РФ (статьи 5, 9, 68) и отдельным законам, в которых абстрактно упоминаются народы России. Тем самым это позволит осуществлять адресную государственную поддержку культуры и языков народов России, отделив их от других, представленных главным образом мигрантскими сообществами и имеющих соответствующий статус в других странах.

Помочь НКА

Мехрибан Садыгова (ФНКА «АзерРос») затронула ключевой вопрос структуры и функционирования национально-культурных автономий. Как известно, они могут быть трех уровней – федеральные (ФНКА), региональные (РНКА) и местные (МНКА). Однако законом не предусмотрено обязательного взаимодействия между ними. РНКА и МНКА может не входить в состав, соответственно федеральной и региональной (МНКА может входить и непосредственно в ФНКА), а действовать полностью автономно.

Она предложила осуществить централизацию НКА, чтобы ФНКА объединяла под собой все РНКА и МНКА, относящиеся к данному народу для его консолидации и чтобы «оздоровить ситуацию вокруг ФНКА». Действительно, существующая правовая основа не позволяет создать эффективный механизм для деятельности НКА. А ФНКА «АзерРос», столкнулась с попытками маргиналов дискредитировать деятельность организации и взять ее под свой контроль.

Примечательно, что нити от них тянутся в сторону Баку, который не скрывает того, чтобы взять под свой контроль все диаспорные объединения азербайджанцев. И это происходило несмотря на то, что членами и, соответственно, руководителями НКА, согласно закону, могут быть только граждане России. Данный скандал администрации Президента РФ удалось разрешить, огородив в значительной мере ФНКА «АзерРос» от влияния со стороны Баку. Однако часть азербайджанских РНКА до сих пор противопоставляют себя ФНКА «АзерРос» и ориентируется не на Москву, а на Баку.

По правде говоря, институт НКА нуждается и в других преобразованиях, часть которых (комплексная поддержка со стороны государства) была озвучена на заседании другими ораторами. Однако до сих пор НКА не имеет отдельной организационно-правовой формы, которая позволила более плодотворно работать существующим организациям и избавиться от правовых коллизий из-за того, что они относятся к общественным организациям.

Амиль Саркаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение